Демографическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:45, реферат

Описание работы

В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный падением уровня рождаемости и высокой смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.67 Кб (Скачать)

   Вопрос 1. Переход к рыночным отношениям в России совпал с изменением демографического ее статуса. Из страны, характеризующейся положительной динамикой естественного прироста Россия преобразовалась в страну, теряющую население. Это совпадение обусловило научную дискуссию о силе влияния рыночных отношений на изменение репродуктивного поведения населения России. В частности, новые аспекты сферы занятости обусловливают и трансформацию отношения к составу и величине семьи. Поэтому исследование особенностей репродуктивного поведения населения в современной России позволит оценить демографическую "стоимость" реформирования экономических принципов прошлого.

   Таким образом, изучение репродуктивного  поведения необходимо для понимания  и прогнозирования тенденций  рождаемости в России, для разработки долговременной концепции эффективной  демографической и семейной политики, так как показатели рождаемости  в сильной степени зависят  от репродуктивного поведения и  мотиваций людей на определенное количество детей.

   Кроме того, как известно, социальная политика российского государства в отношении  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее  время направлена на перевод детей  из интернатов на семейные формы устройства. Среди таких форм выделяют опеку  и попечительство, приемную семью  и усыновление.

   Введение

   В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный  падением уровня рождаемости и высокой  смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство  РФ в 2006 перешло на активную демографическую  политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки  молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и  поднять на ноги ребенка.

   В условиях рыночной экономики применение нормативно-целевых методов планирования приобретает особое место. Оно позволяет  обеспечить прямую взаимосвязь между  распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в  соответствии с установленными приоритетами государственной политики, основным из которых является усиление социальной ориентации российской экономики. 

   Региональные  особенности демографической  политики

   Одним из регионов, где сохраняется высокая  рождаемость, является Республика Дагестан. Несмотря на низкий уровень жизни, высокую  безработицу среди молодежи и  женщин, сложную политическую обстановку в регионе суммарный коэффициент  рождаемости в настоящее время  составляет 1,6. Высокая рождаемость  является для республики традиционной, но проводимые социально-экономические  реформы вынуждали сильно ограничивать репродуктивные установки населения, вплоть до отложения второго–третьего ребенка до лучших времен. Начиная  с 1990 года, рождаемость в регионе  падает, а коэффициент суммарной  рождаемости за этот период снизился почти в два раза. Активное государственное  стимулирование процессов воспроизводства  населения и адаптированная к  региональным условиям социальная политика призваны обеспечить социальную стабильность в регионе, что является основой  демографического роста.

   В этой связи в утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в  числе приоритетов в области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи предполагается совершенствование  системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе  повышение размеров пособий и  их адресности. Одновременно проводятся меры по укреплению родовой отрасли  медицины в рамках реализуемого национального  проекта «Здоровье» в целях снижения материнской и младенческой смертности.

   В настоящее время в России на федеральном  уровне существует пять видов пособий  для мам и беременных женщин: на посещение женской консультации, одноразовые выплаты при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, оплаченные отпуска  до и после родов и пособие  при усыновлении. Плюс материнский  капитал, который является скорее поощрением на рождение второго, третьего ребенка.

   С 2007 года право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет приобретают лица, не подлежащие обязательному социальному  страхованию. То есть, если раньше эти  деньги выплачивались только в том  случае, если будущая мама успевала поработать, причем официально, с оформлением  трудовой книжки и с получением "белой" зарплаты, то теперь наличие трудового стажа необязательно. В условиях Республики Дагестан, когда значительная часть женщин являются безработными и вынуждена работать в ЛПХ, или занята наемным трудом без официального оформления на работу, а среди них не редкость вступивших в брак сразу после окончания общеобразовательной школы, не получив профессиональной подготовки и стажа работы, введение права на получение этого пособия играет особую роль для социально-демографического развития региона. Важно и то, что теперь увеличен размер этого пособия с 700 рублей до 1500 рублей для первенца и до 3000 рублей - при рождении второго и последующих детей.

   Благодаря национальному проекту "Здоровье" в большинстве регионов России наблюдается  рост учетных списков в женских  консультациях, и все больше женщин встают на учет в ранние сроки беременности. Если раньше в консультацию обращались в 2 основном работающие женщины, да и  то лишь за листком по нетрудоспособности, и при этом женщина самостоятельно решала какая и в какой степени  ей нужна помощь медиков, то после  введения родового сертификата в  Дагестане этот процесс начал  носить добровольно-принудительный характер. Родовой сертификат - это документ, который каждая беременная женщина  получает в женской консультации и приносит в роддом и по которому медики данных учреждений могут впоследствии получить дополнительные деньги. Таким  образом, врачей заинтересовывают в  том, чтобы привлекать в свое учреждение как можно больше рожениц, но, то обстоятельство, что при обращении  женщины в родильный дом у  неё в первую очередь требуют  родовой сертификат, заставляет многих беременных женщин идти в женскую  консультацию. Именно это вынуждает  их целыми днями ожидать очереди  на приеме у врача, специалиста или  для проведения определенных анализов. В некоторых случаях для получения  родового сертификата женщинам приходится обивать пороги разных инстанций  по нескольку недель, собирать десятки  документов, хотя по правилам необходимо всего пять-шесть документов, а  главные из которых паспорт, страховой  медицинский полис и страховое  свидетельство государственного пенсионного  страхования. Тем, кто не хочет проходить  через это, подсказывают альтернативный вариант – платные медицинские  учреждения!

   Кроме того, несмотря на родовой сертификат, предусмотренный нацпроектом "Здоровье", который должен как раз гарантировать  будущей маме, что она может  сама выбрать, где рожать, встречаются  случаи отказа в принятии в медицинские  учреждения, не относящихся к административно-территориальному образованию места проживания женщины. Увеличение заработной платы медиков, что предусмотрено национальным проектом, не позволило также повышать квалификацию медперсонала, хотя жалование  теперь напрямую зависит от успешности родов. Чтобы улучшать качество предоставляемых  медицинских услуг недостаточно просто повышать зарплату, покупать новое  оборудование, необходимо разработать  и реализовать специальную программу  обучения, стажировки медперсонала в  специализированных учебных заведениях и в ведущих медицинских учреждениях. До сих пор остаются актуальными  вопросы квалифицированного медицинского обслуживания беременных женщин в сёлах  горной местности, где нет даже специалиста  этой области медицины.

   Тем не менее, за последние годы складывается тенденция более ответственного отношения самих будущих матерей  к своей беременности. Такой вывод  позволяют делать такие процессы, как своевременный уход на отпуск по беременности и родам, становление  на учет в женских консультациях  в ранние сроки беременности, рост записей в платных кабинетах, где работают лучшие специалисты  и имеется новейшее диагностическое  оборудование, прогулки в парковых зонах, правильное питание и т.д. Эти перемены позволяют существенно  снизить показатели материнской  и детской смертности.

   Меры, предпринимаемые государством, такие  как, повышение пособий, материнский  капитал, являются побудительными, но их явно недостаточно. Необходима всесторонняя, многоохватная политика материнства, детства, семьи. Государство должно проводить информационную политику, направленную на поддержку семьи, пропаганду семейных ценностей. В современном  обществе разрушается потребность  в детях, разрушаются веками сложившиеся  семейные устои, внутрисемейные ценности замещаются внесемейными, низко ценится  человеческая жизнь. Это очень болезненное  состояние, возникшее во многом в  результате произошедшего в стране исторического перелома и падения  уровня жизни населения.

   Нормативно-целевое  планирование уровня развития социальной сферы региона

   При анализе условий социально-экономического развития региона первостепенное место  занимает вопрос оценки степени достижения главной цели такого развития - уровня и качества жизни населения, соответствующего принятым в обществе социальным стандартам (нормам). В связи с этим встает задача оценки и анализа интуитивно понятной, но недостаточно изученной  категории, характеризующей условия  и образ жизни людей. Существует множество частных показателей, характеризующих социальное положение  регионов. Однако сравнение различных  регионов даже по небольшому числу  показателей методически сложно. Искомый показатель должен удовлетворять  следующим требованиям: отражать конечные результаты социального развития; характеризовать  обе его стороны- изменения и  процесса, и результата; количественно  измерять развитие, достигаемое в результате внедрения социальных достижений. Таким показателем является уровень социального развития (УСР).

   Рассмотрим  методику построения УСР. При построении УСР необходимо учитывать два  основных момента: первый - теоретического характера - заключается в определении  его составляющих и отборе первичных (измеримых) признаков, второй - методического  плана - в нахождении методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения, социальной значимости) в единый показатель.

   В качестве первичных взяты следующие  удельные показатели: коэффициент рождаемости, средняя номинальная начисленная  заработная плата работников организаций, средний размер банковского вклада физических лиц на рублевых счетах, число больничных коек, численность  врачей, ввод в действие жилых домов, индексы физического объема оборота  розничной торговли. Значения отобранных показателей публикуются в статистических сборниках.

   Для интегрирования частных показателей  применен таксонометрический показатель В. Плюты, рассчитываемый на базе матрицы  данных, составленной из стандартизованных  значений первичных признаков. Стандартизация позволяет избавиться от единиц измерения (стоимостных и натуральных). Использование  данного метода предполагает предварительное  масштабирование показателей. За эталон принимается максимальное значение каждого частного показателя по всем регионам в течение рассматриваемого периода. Для обеспечения универсальности  УСР переведен в относительную  форму относительно эталона (нормы).

   Рассчитанные  значения УСР областей Центрального федерального округа за 2002-2007 годы приведены  в таблице 1. Итоговые данные таблицы 1 свидетельствуют о значительной дифференциации областей Центрального федерального округа по уровню социального  развития. Белгородская область является абсолютным лидером по развитию социальной сферы. Причем показатель УСР даже этой области ниже среднего значения по округу, что вызвано значительным превосходством развития социальной сферы  г. Москва и Московской области (среднее  значение по округу приведено без  этих регионов). К 6 наиболее развитым можно  отнести Воронежскую, Липецкую, Тверскую, Ярославскую области. Наиболее низкий УСР наблюдается в Тульской, Тамбовской, Смоленской, Рязанской областях. Колебания  УСР свидетельствуют о том, что  развитие социальной сферы подвержено сильным конъюнктурным воздействиям и в условиях незначительного  подъема экономического развития социальной сфере все еще уделяется второстепенное внимание.

   Основываясь на данных о динамике социального  развития областей, органы государственной  власти и региональная администрация  может проводить политику, направленную на сглаживание социально-экономического положения областей путем целенаправленного  распределения финансовых ресурсов. Проведение государственными органами власти эффективной политики направленной на повышение уровня жизни, предполагает реализацию следующих программ: стимулирование экономического роста, целесообразного  распределения благ, обеспечение  гарантированного уровня образования  и медицинской помощи, питания; выдачи трансфертов нуждающимся в получении  минимального гарантированного дохода. Такого рода программы только начинают формироваться.

   Кроме того, индикатор УСР может применяться  в качестве критерия выбора вариантов  развития региона.

   Зарубежный  опыт снижения смертности от сердечнососудистых заболеваний и  его значение для  России

   На  современном этапе развития в  странах с развитой экономикой основной причиной смертности стали сердечнососудистые заболевания. Начиная с 1930х годов, когда значительно снизилась  смертность населения от вирусных и  инфекционных заболеваний, они становятся основной причиной смертности, инвалидности и заболеваемости населения. В 1960х  годах на государственном уровне в развитых странах осознается необходимость  борьбы с данными заболеваниями  не только с помощью совершенствования  лечебного процесса, внедрения новых  технологий и апробирования новых  лекарств, но и с помощью профилактики этих заболеваний, разработки реабилитационных программ и пропаганде здорового  образа жизни. Успех по борьбе со снижением  смертности от сердечнососудистых заболеваний  напрямую стал зависеть от степени  охвата программы, ее комплексности  и долговременного характера.

   Начиная с конца 1960х разрабатываются общегосударственные  комплексные программы по снижению смертности от данных заболеваний. Эти  программы разрабатываются на долгую перспективу и имеют значительную государственную (в первую очередь  финансовую) поддержку, а также широкое  освещения в СМИ. В США и  странах Западной Европы выходят  многочисленные исследования посвященные  факторам риска заболеваемости сердечнососудистыми заболеваниями, особенностями раннего выявления склонности к этим заболеваниям и здоровому образу жизни как важному фактору снижения риска развития этих заболеваний.

   В США одним из приоритетов борьбы по снижению смертности от сердечнососудистых заболеваний является программы  пропаганды здорового образа жизни, в частности отказа от курения  и потребления спиртных напитков. Был достигнут определенный успех  – с 1960х по 1990ые потребление табачных изделий снизилось почти на половину.

   В Финляндии, имеющей на тот момент один из самых высоких в Европе показателей смертности от сердечнососудистых заболеваний, разрабатывается программа  «Лапландия», имеющая целью снизить  смертность от сердечно сосудистых заболеваний  в рамках всей страны в течение 20 лет. К 1990м годам эта программа  имела значительный успех, позволив значительно снизить смертность, в частности, от ишемической болезни  сердца.

Информация о работе Демографическое положение России