Брак в семейном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать правовое регулирования заключения брака.

Задачи исследования:

- рассмотреть историю становления брака в семейном праве,

- выявить условия заключения брака.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. История становления брака как нормы права………………………………..4

2. Форма брака: сущность правового регулирования…………………………13

3. Условия заключения брака…………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

брак курс.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. История  становления брака как нормы  права………………………………..4

2. Форма  брака: сущность правового регулирования…………………………13

3. Условия  заключения брака…………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  используемой литературы……………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Актуальность  исследования заключается в том, что если раскрывать саму сущность понятия брака как правового  явления, то можно отметить, что больших  расхождений в научных взглядах на данную правовую категорию нет, поскольку браку свойственны определенные специфические черты, такие как: брак - это союз мужчины и женщины; союз добровольный и равноправный; союз, как правило, пожизненный; имеет цель - создание семьи; заключенный в порядке, установленном законом; порождает определенные права и обязанности между супругами.

    Совокупность  названных признаков и позволяет  определить брак как моногамный, добровольный и равноправный союз мужчины и  женщины, заключенный с соблюдением  установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса.

    Данное  положение имеет важное значение, поскольку только со дня государственной регистрации заключения брака мужчина и женщина приобретают новый для себя статус - статус супругов и отношения, возникающие между ними, становятся предметом правового регулирования семейного законодательства. Соответственно, фактические брачные отношения, т.е. сожительство мужчины и женщины, независимо от их продолжительности не порождают никаких правовых последствий.

    Цель  исследования – проанализировать правовое регулирования заключения брака.

    Задачи  исследования:

    - рассмотреть историю становления  брака в семейном праве,

    - выявить условия заключения брака.

    Объект  исследования – брак как правовая норма.

    Предмет исследования – нормы права, регулирующие брак в семейном праве.

    1. История становления  брака как нормы  права

    Дореволюционные источники права, регулирующие брачно-семейные отношения в России, также в полной мере не отражали правовой сущности брака. Но некоторые из них все же имели определение, что следует понимать под браком. В первую очередь это источники канонического права - номоканоны, в частности - Номоканон патриарха Фотия (титул XII, глава 13). Кроме церковного Номоканона, определение брака было внесено и в гражданские законные книги Византийской империи, в Прохирон Василия Македонянина (титул IV, глава 1), составляющий 49-ю главу нашей Кормчей книги. Свод законов Российской империи и подготовленный на его основе проект Гражданского уложения не содержали определения брака, останавливаясь лишь на условиях его заключения и допустимых формах.

    Но  если мы обратимся к первоисточнику, то оказывается, что изначально определение браку было дано в Дигестах Юстиниана: Nuptiae sunt conjunctio maris et foeminae, consortium omnis vitae, iuris divini et humani communikatio (fr. 1 Deg. de ritu nump. XXIII, 2) и переводится так: "Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права". Переводы данного определения в различных интерпретациях несколько отличаются, что в принципе не меняет его сущности (например: "Брак - это союз мужа и жены, объединение всей жизни, связь права божественного и человеческого" и пр.).

    В Кормчей книге это определение  было переведено так: "Брак есть мужеви и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение". Действительно, в этом определении указаны все существенные свойства брака как института, имеющего свое основание в самой природе человека. Указан естественный элемент брака - различие полов, установленное природой именно для их соединения, без чего не мог продолжаться и распространяться род человеческий, и это соединение в смысле брака римский юрист представляет как союз одного мужчины и одной женщины (maris et foeminae conjunctio). В приведенном определении указано и этическое содержание брака, состоящее в полном и неразрывном общении всех жизненных отношений между супругами (consortium omnis vitae) и, в частности, в общении религии и права (iuris divini et humani communikatio), что и возможно только при союзе одного мужчины и одной женщины.

    Каноническое  право усматривает в браке в одно и то же время таинство и договор. Современное гражданское право - сложную юридическую сделку, в которой участвуют волеизъявления сторон и государства. Римский брак по своему характеру принципиально отличался от современного. А римское право рассматривало брак как фактическое состояние вещей (res fakti), хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия. То есть как союз мужа и жены, основанный на совместной жизни. Дженнаро Франчози согласен, что римский брак приводит "к единению божественного права (communikatio divini iuris)", но только в том смысле, что женщина, входя в семью мужа, принимала участие в ее культах; "единение человеческого права (communikatio humani iuris)" он решительно опровергает наличием режима разделения имущества, существующим в классическом римском праве.

    Обращаясь подробнее к элементам канонического  брака, можно утверждать, что ему  присущ естественный элемент, поскольку  это союз одного мужчины и одной  женщины. Православная церковь возводит этот союз к своему высшему началу. "Брачные узы так, как замыслил их Всевышний, дают человеку многие преимущества. Они обеспечивают близкие личные отношения и потребность в общении".

    Второе  свойство брачного союза, обозначенное у Модестина словами consortium omnis vitae (общность всей жизни), церковь всегда понимала как слияние двух жизней супругов в одну общую жизнь, так что брак может быть расторгнут только смертью одного из супругов. Русская православная церковь с самого начала со всей решительностью настаивала на том, что браки ее членов должны быть так же нерасторжимы, как нерасторжим духовный союз Христа с Церковью. Если, таким образом, христианский брак служит образом столь великого таинства веры, то и сам он есть таинство, не разрушаемое личной волей или алчными страстями супругов: "Что Бог сочетал, того человек пусть не разлучает". "Муж своим телом не владеет", - говорит апостол Павел, повторяя тот же самый закон христианского брака, - но жена; и жена своим телом не владеет, но муж".

    Правда, принцип нерасторжимости брака никогда вполне не реализовывался в брачном праве; поскольку власть церковная или гражданская устанавливала причины и условия расторжения брачного союза.

    Третья  часть определения брака, данная Модестином, - iuris divini et humani communikatio - указывает на необходимость общения супругов в религии и праве. Первый из этих признаков брачного союза взят Модестином с древнейшей формы римского брака, которая называлась confarreatio. Русская православная церковь также требовала полного единения супругов в религии. И если в церковном Номоканоне определение брака появляется как "наилучшее", то это именно потому, что в нем ясно указано на общение в религии как на существенный признак брачного союза.

    И все же этот принцип уступает требованиям  жизненной необходимости, в силу которой возникает институт так называемых смешанных браков, т.е. браков между разноверцами, особенно во времена Петра I.

    Если  рассматривать определение брака  как iuris humani communication (брак должен вести  супругов к общению в праве), то этот момент брачного союза никогда не осуществлялся у римлян в области положительного права. "Общение жены с мужем в jus humanum ограничивалось только тем, что жена переходила во власть (manus) мужа и становилась к нему вместо дочери (filiae loco), и только в этом смысле была ему законная наследница (heres sua), наравне с дочерями. Но и это общение прекратилось, когда возник институт свободных браков, т.е. без перехода жены под власть мужа (sine conventione in manum mariti)".

    Таким образом, каноническое определение брака пришло к нам не из византийских источников, несмотря на заимствование брачно-семейных норм именно из Византии, а из римского права. Дигесты Юстиниана закрепляли, что брак - это союз мужчины и женщины, а также общность всей жизни, единение божественного и человеческого права. Каноническое законодательство запрещало многоженство, разводы. А самое главное, придавало браку значение таинства. С тем, что под браком необходимо усматривать именно таинство, соглашается большинство современных ученых, но в своих трудах они почему-то обходят стороной вопрос о юридическом закреплении указанного понятия в источниках права, давая характеристику лишь признакам, присущим брачному союзу.

    Возвращаясь к вопросу о нормативном регулировании  брачных отношений, необходимо отметить, что церковный брак считался законным только до 1918 г. Государству принадлежало лишь решение вопросов относительно личных и имущественных отношений. Интересен вопрос о том, что церковь создавала атмосферу нетерпимости вокруг внебрачных половых отношений, склоняла к регистрации брака с целью "воспитания чад к славе Божьей". Реформа семейно-брачных отношений была невозможна, так как церковь была против изменения существующих правил.

    Изменение института брака стало возможным  после Октябрьской революции. Декрет ВЦИК и СНК "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" появился в первые месяцы советской власти, он и закрепил отмену брака церковного и признание "лишь гражданского брака". Дальнейшее развитие этот принцип получил в Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Церковный брак потерял правовое значение для государства, однако церковное брачное право не перестало действовать, оно только формально прекратило свое существование. Церковный брак признавался частным делом. Статья 52 Кодекса гласила: "Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован в установленном порядке".

    Принятие  нового Кодекса законов о браке, семье и опеке в 1926 г. не вносит каких-либо изменений в действующее семейное законодательство относительно браков, признаваемых законными, так, как КоБС 1969 г. В комментарии дается следующее разъяснение: "...только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, эти права являются как личными, так и имущественными"  Действующий Семейный кодекс также не изменил данное положение. Таким образом, законодатель отступил с позиции регулирования браков, зарегистрированных в церкви, определяя их как внебрачное сожительство, и, соответственно, указал на недопустимость распространения норм семейного законодательства и связанных с браком юридических последствий на указанное сожительство.

    Семейное  законодательство РФ регулирует форму  заключения брака (ст. 10 СК РФ). В теории семейного права форма заключения брака (далее - форма брака) рассматривается как установленный способ его заключения. Термин "форма" произошел от латинского forma - вид, образ, устройство1; внешнее очертание, наружный вид предмета2. Следовательно, форма заключения брака представляет собой внешнее его выражение. Кроме того, термин "форма" означает установление (придание) чему-либо неких границ. Поэтому фактически ст. 10 СК РФ ограничивает способы заключения брака.

    При заключении брака осуществляется выражение  воли лиц, вступающих в брак (ст. ст. 1, 12 СК РФ), в связи с чем форму брака можно рассматривать как способ выражения воли лиц, желающих его заключить. Установление формы брака (способа заключения брака) также свидетельствует об ограничении форм брака (способов выражения воли лиц, желающих заключить брак).

    Ввиду того что брак представляет собой  правоотношение, форму брака можно  рассматривать через эту категорию. По мнению О.С. Иоффе и С.С. Алексеева, правоотношение есть та форма, которую приобретают фактические отношения, будучи урегулированы нормами права3. Р.О. Халфина усматривает взаимосвязь правоотношения и нормы в том, что правоотношение представляет собой форму выражения результата действия нормы - облечение общественных отношений в форму правоотношений4. Так как форма брака является способом возникновения правоотношений между супругами, соблюдение формы брака выступает одним из оснований наступления соответствующих преобразований.

Информация о работе Брак в семейном праве