Банкротство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством.

Содержание

Введение 3
Понятие банкротства, основные критерии, законодательство 4
Заключение 7
Список литературы 8

Работа содержит 1 файл

банкротство.docx

— 23.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Понятие банкротства, основные критерии, законодательство 4

Заключение 7

Список  литературы 8

Введение

    Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток  капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности  от неэффективных хозяйствующих  субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством  процедуры банкротства. Поэтому  в любой цивилизованной стране с  развитой экономической системой одним  из основных элементов механизма  правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

    На  сегодняшний день нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов.

На данный момент основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года № 6-ФЗ.

Целью данной работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством.

    При написании работы была использована различная литература - гражданское законодательство, законодательство о банкротстве и т.д.

    Понятие банкротства, основные критерии, процедуры банкротства.

    Неизбежное  в условиях формирования рыночной экономики  реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных  предпосылок для развития эффективных  взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие  законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений  между предпринимателями, а в  случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных  последствий банкротства для  обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

       На данный момент в мировой практике известно два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход - объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности (либо потока денежных средств).

     Второй  подход к критерию банкротства заключается  в том, что банкротом может  быть признан должник, стоимость  имущества которого меньше общего размера  его обязательств. При этом не имеет  значения, насколько размер задолженности  превышает установленный законом  минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность  по сравнению с установленным  минимальным сроком просрочки. Этот критерий  получил название критерия неоплатности (либо структуры баланса).

     Основным  правовым актом, регулирующим в настоящее время банкротство предприятия, является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 г. вступил в силу с 01.03.1998 г.

     В законе содержится четкое определение  самого понятия несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность  юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности  не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления  даты их исполнения.

    Для определения наличия признаков  банкротства должника принимается  во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности  за переданные товары, выполненные  работы и оказанные услуги, суммы  займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность  за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия.

    Дело  о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее пятисот  минимальных размеров оплаты труда. Правом на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом в связи с  неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности  по уплате обязательных платежей также  налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным  законом органы.

    Должник имеет право обратиться в арбитражный  суд с заявлением о своей несостоятельности  в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения  экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о  том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур.

    Таким образом, в основе понятия банкротства  лежит презумпция, согласно которой  участник имущественного оборота (юридическое  лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а  также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение  длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства  перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.

    Арбитражный суд, при наличии достаточных  оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков  банкротства арбитражный суд  отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства  и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник  как банкрот будет подлежать  обязательной ликвидации. Помимо процедуры  конкурсного производства, применяемой  при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены  и иные процедуры.

     Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:

  • досудебную санацию (ст.27 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;
  • мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.70 Закона);
  • возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса (ст.120 Закона);
  • иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей (ст.26 Закона).

     Сам процесс банкротства состоит  из ряда сменяющих друг друга процедур:

  • наблюдения (ст.56 Закона) - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель - обеспечение сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния должника);
  • внешнего управления (ст.68 Закона) - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему;
  • конкурсного производства (ст.97 Закона) - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке (ст.112 Закона) имущества должника.
 
 

Заключение

Неизбежное в  условиях формирования рыночной экономики  реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных  предпосылок для развития эффективных  взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие  законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений  между предпринимателями, а в  случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных  последствий банкротства для  обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

Современное российское законодательство о банкротстве преследует две основных цели (для достижения каждой из которых выработаны особые средства).

Во-первых, необходимо изъять из гражданского оборота субъектов, не способных функционировать, принося  прибыль и добросовестно исполняя свои обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровить экономику.

Во-вторых, закон  должен помочь восстановлению финансового  положения должника, испытывающего  временные трудности, обладающего  значительным финансовым потенциалом.

Таким образом, банкротство – это один из легальных  механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения  собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.

Институт банкротства  служит целям устранения из гражданского оборота нерентабельных субъектов, независимо от того, даст ли это государству  какую-либо прибыль, и восстановления нормального функционирования потенциально рентабельных, даже если это сопряжено  с определенными затратами. 
 
 

Список  литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 года N 6-ФЗ
  4. «Курс экономической теории». Учебное пособие. Под ред. проф. Чепурина М.Н. Киров: АСА, 1994
  5. «Экономика предприятия». Учебное пособие. Под ред. Хрипача В.Я. Минск: Финансы, учет, аудит, 1997

Информация о работе Банкротство