Банкротство коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Тема банкротства коммерческих предприятий является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Историческое формирование института банкротства (несостоятельности) коммерческих организаций…………………………………………………………………………………………...4-7
2. Общие положения банкротства коммерческих организаций…………………………………….8-12
3. Предупреждение банкротства…………………………………………………………………….…..13
4. Процедуры банкротства коммерческих организаций…………………………………………...14-32
4.1. Процедура наблюдения…………………………………………………………………….14-17
4.2. Процедура финансового оздоровления…………………………………………………...18-20
4.3. Процедура внешнего управления…………………………………………………………21-24
4.4. Процедура конкурсного производства…………………………………………………....25-29
4.5. Процедура мирового соглашения………………………………………………………….30-32
Заключение…………………………………………………………………………………………....33
Список использованной литературы……………………………………………………………..34-35

Работа содержит 1 файл

ГП.doc

— 100.10 Кб (Скачать)

Федеральным законом от 2002 года вводиться новое понятие – саморегулируемая организация. Законом устанавливается статус, функции, компетенция, права и обязанности саморегулируемой организации[29].

В статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дается понятие саморегулируемой организации арбитражных управляющих: «…это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – коммерческой организации применяются следующие процедуры банкротства:

         наблюдение;

         финансовое оздоровление;

         внешнее управление;

         конкурсное производство;

         мировое соглашение.

В отличие от Федерального закона от 1998 года в новом Законе от 2002 года финансовое оздоровление выделено в отдельную процедуру банкротства.

Новым в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 года стал порядок опубликования сведений, предусмотренных этим законом. Они публикуются в официальном издании, определенным Правительством Российской Федерации.

При проведении процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве.

Закон прописывает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства[30].


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА

 

Согласно действующему Закону, в случае возникновения признаков банкротства[31] руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства коммерческих организаций.

В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Согласно действующему Закону[32], досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Так санация выведена из-под контроля арбитражного суда. В законе отсутствует положения регламентирующие порядок, сроки, ответственность участников. В связи с чем сами участники процедуры определяют все на их взгляд существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1. Процедура наблюдения.

Если иное не предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном статьей 48 действующего Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)».

Как отмечает О. Никитина: «Смысл процедуры банкротства состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов».[33]

Наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве[34].

С момента введения процедуры наблюдения законом (статья 63) устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности:

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику; по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации).

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая). Также запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года очередность удовлетворения требований кредиторов.

Помимо установленных ограничений на предъявление имущественных требований к должнику, Законом о банкротстве для предотвращения злоупотреблений, сохранения имущества и тем самым, обеспечения интересов кредиторов, устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности должника и обязанности[35].

Тем не менее, введенные законом ограничения полностью не исключают ведение оперативно-хозяйственной деятельности должником, предоставляя ему тем самым возможность восстановить свою платежеспособность. При введении наблюдения руководитель должника не отстраняется, а продолжает осуществлять свои полномочия с учетом установленных ограничений. В тоже время арбитражный суд вправе отстранить руководителя, если он не приминает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества или чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей.

Упоминая в данной главе такого участника процесса несостоятельности как «временный управляющий» следует более подробно рассмотреть его правовой статус.

Временным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения и осуществления установленных Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Утверждается временный управляющий в порядке, предусмотренном статьей 45Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Указанные выше требования предъявляются ко всем арбитражным управляющим, будь то временный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий.

В определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Арбитражный суд может отстранить временного управляющего от исполнения обязанностей в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов.

Для осуществления своих функций временный управляющий пользуется предоставленными правами и несет возложенные на него обязанности[36].

Поскольку любая стадия процесса банкротства обладает специфическими особенностями, это не может не отразиться и на полномочиях арбитражных управляющих. Таким образом, временный управляющий обладает специфическими, присущими только ему на данной стадии правами.

Поскольку первостепенной задачей указанного лица является защита интересов кредиторов и сохранение имущества должника, основным правом является право предъявления в арбитражный суд от своего имени требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законом о банкротстве. Иск о признании сделок недействительными осуществляется по общим основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ. Во втором случае идет речь, о том, что сделки, совершенные должником без согласия временного управляющего противоречат действующему законодательству, в частности закону о банкротстве, и по сему признаются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ. В настоящий момент в практике возник вопрос о том, как предъявлять иск о признании сделки недействительной: в рамках процесса о банкротстве или как самостоятельный иск. О. А. Никитина предполагает «…что такого рода иски не должны рассматриваться в деле о банкротстве»[37]. Стоит согласиться с высказанной точкой зрения, поскольку рассмотрение вопроса о признании сделки недействительной может загрузить арбитражный суд выяснением обстоятельств непосредственно не связанных с решением вопроса о признании должника банкротом, что соответственно может привести к затягиванию вынесения решения.

Обязанности временного управляющего определены в статье 67 закона, где первостепенное место занимает обязанность по проведению финансового состояния должника и принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника.

Закон о банкротстве 2002 г. не устанавливает жестких правил проведения финансового анализа. Учитывая имеющуюся практику, можно предположить, что при составлении финансового анализа будут рассматриваться вопросы не только о балансовой, но и фактической (рыночной) стоимости имущества должника, результаты хозяйственной деятельности должника, объемы и структура финансовых средств, обращающихся в процессе деятельности должника. Помимо бухгалтерского баланса анализу подлежат такие документы, как статистическая отчетность; документы, характеризующие местоположение должника, его производственную деятельность, положение на соответствующих товарных рынках, положение основных конкурентов и т.п. При изучении указанных документов необходимо удостовериться, что в них отсутствуют признаки фальсификации, подлога, уничтожения, фактов не внесения необходимых записей и т.д. Одним из важных вопросов, стоящих перед временным управляющим, является подтверждение или опровержение предположения о восстановлении платежеспособности должника. Данные предположения, содержащиеся в прогнозных разработках, должны содержать не только однозначный ответ, но и обоснованные умозаключения, так, например, сроки, порядок и условия восстановления платежеспособности должника. Анализ финансового состояния должника осуществляется при соблюдении общих методических подходов, но, в то же время, должен учитывать специфику должника и иные конкретные обстоятельства. Помимо целей, указанных выше, в процессе проведения финансового анализа временный управляющий должен определить наличие или отсутствие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должника. Анализ финансового состояния должника очень ответственный процесс в процедуре наблюдения, поскольку его результаты имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов. Не смотря на то, что временный управляющий, должен обладать специальными знаниями, а сроки проведения финансового анализа очень сжатые, ему предоставляется право привлекать специалистов для проведения соответствующих проверок. Некачественный или некомпетентный анализ может послужить причиной возникновения разногласий между кредиторами и временным управляющим, которые могут быть разрешены в ходе назначенной арбитражным судом экспертизы[38]. Обязанностью временного управляющего является также установление кредиторов, не указанных в приложении к заявлению должника

В случае выявления таких лиц временный управляющий обязан известить этих кредиторов о возбуждении дела о банкротстве.

Информация о работе Банкротство коммерческих организаций