Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Авторское право — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Основной закон Российской Федерации – Конституция РФ закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом (п.1 ст.44).

Авторское право в настоящее время защищается множеством международных конвенций.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3-4

Глава I. История становления авторского права в России ........................ 5-8

Глава II. Авторское право ........................................................................... 9-23

§1. Понятие авторского права ............................................................... 9-10

§2. Объекты авторского права ............................................................. 10-13

§3. Субъекты авторского права .......................................................... 13-16

§4. Возникновение авторского права .................................................. 16-17

§5. Содержание авторских прав ........................................................... 17-27

Глава III. Авторский договор .................................................................... 24-31

§1. Понятие и значение авторского договора ..................................... 24

§2. Содержание авторского договора .................................................. 25-26

§3. Исполнение авторского договора .................................................. 26-27

Глава IV. Защита авторских прав ............................................................ 28-31

Заключение ................................................................................................. 32-33

Список использованной литературы ....................................................... 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Аворское право.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

        А как оценить вклад конкретного автора в произведение? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

        Право на использование произведения в  целом принадлежит соавторам  также совместно.

        В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных прав (пользователями). В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы, комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т.д. 

        §4 Возникновение и сроки действия авторского права 

        Авторское право возникает с момента и в силу создания произведения в какой-либо объективной форме.

        Для возникновения и осуществления авторского права не требуется специальной регистрации произведения.

        Правообладатель для оповещения о своих правах может (но не обязан), начиная с первого  выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий  из трех элементов:

  • буквы "С" в окружности или в круглых скобках (©);
  • наименование владельца исключительных авторских прав;
  • года первого выпуска произведения в свет.

        Значение  знака охраны авторских прав - чисто  информационное, а не правовое: проставление этого знака не порождает само никаких авторских прав, а отсутствие такого знака - не лишает каких-либо прав.

        Статья 1281 Гражданского кодекса РФ закрепляет сроки действия авторского права.

        Авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти (п.1, ст. 1281 Гражданского кодекса РФ).

        На  произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия авторского права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 статьи 1281 Гражданского кодекса РФ (п.2, ст. 1281 Гражданского кодекса РФ).

        Авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора (п.3, ст. 1281 Гражданского кодекса РФ).

        Если  автор произведения был репрессирован  и посмертно реабилитирован, срок действия авторского права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения (п.4, ст. 1281 Гражданского кодекса РФ).

        Если  автор работал во время Великой  Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия авторского права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года (п.5, ст. 1281 Гражданского кодекса РФ). 

        §5 Содержание авторских прав 

        Содержание  авторских прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав.

        Рассмотрим  каждый из блоков прав.

        Личные  неимущественные права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора».14

        Личные  неимущественные права независимы от имущественных прав. Как закрепляет ст. 6 bis (п.1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений закрепляет: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

        Личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом.

          Рассмотрим личные неимущественные  права автора в отношении его произведения . Это:

        - право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. (п.1, ст. 1265 Гражданского кодекса РФ);

        Как отмечают эксперты, «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства».15 Еще раз подчеркну, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец.

        - право на имя. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (п. 1, ст. 1287 Гражданского кодекса РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2, ст. 1265 Гражданского кодекса РФ);

        - право на обнародование произведения - право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

        При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров  произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения (п. 1, ст. 1268 Гражданского кодекса РФ).

          Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения (п. 2, ст. 1268 Гражданского кодекса РФ).

        Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его  смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном) (п. 3, ст. 1268 Гражданского кодекса РФ).

        - право на отзыв произведения. В соответствии со статьёй 1269 Гражданского кодекса РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правила настоящей статьи не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (статья 1240).

        - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора) (ст. 1266 Гражданского кодекса РФ).

        В соответствии с пунктом 1 статьи 1270 Гражданского кодекса РФ, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

        Использованием  произведения независимо от того, совершаются  ли соответствующие действия в целях  извлечения прибыли или без такой  цели, считается, в частности (п.2, ст. 1270 Гражданского кодекса РФ):

        - воспроизводить произведение (право на воспроизведение) - изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

        - распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

        - публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

        - импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

        - прокат оригинала или экземпляра  произведения;

        - публичное исполнение произведения, то есть представление произведения  в живом исполнении или с  помощью технических средств  (радио, телевидения и иных  технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

        - сообщение в эфир, то есть сообщение  произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

        - сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

Информация о работе Авторское право