Авторские и смежные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

В данной работе я попытаюсь осветить лишь некоторые вопросы авторского права. В основу работы положен анализ Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, новейшее законодательство и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА 3
1.1. Гражданско-правовой способ защиты
авторских и смежных прав 4
2. ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ 6
3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СУЩЕСТВОВАВШЕГО
ДО НАРУШЕНИЯ ПРАВА 7
4. ПРЕСЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВО ИЛИ
СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ ЕГО НАРУШЕНИЯ 9
5. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, ВЗЫСКАНИЕ НЕЗАКОННО ПОЛУЧЕННОГО
ДОХОДА И ВЫПЛАТА КОМПЕНСАЦИИ 10
6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 13
7. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ. 15
8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОХРАНА
ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ. 18

Работа содержит 1 файл

авторские и смежные права.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

ПЛАН 

 

Введение

 

      Защита  авторских прав принадлежит к  числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

      В данной работе я попытаюсь осветить лишь некоторые вопросы авторского права. В основу работы положен анализ Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, новейшее законодательство и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов.

      С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных  правах" ситуация в России принципиально  изменилась.

      В Законе появились положения, устанавливающие, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Использование произведений стало возможным не по разрешению автора, а только путем передачи прав на использование произведений пользователю (юридическому или физическому лицу-предпринимателю) по авторскому договору (ст. 30 Закона).

 

1. Понятие, объекты, субъекты и общие положения авторского права

 

      Авторское право - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей1.

      Защита авторских прав - “совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании”1. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов. Форм, средств и способов защиты авторских прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике.

      Субъектами  права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

      Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, Закона РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” и иных законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения.

 

       1.1. Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав 

      Если  следовать ст. 49 Закона РФ “Об авторском  праве и смежных правах”, то обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

     1) признания прав;

     2) восстановления положения, существовавшего  до нарушения права; 

     3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

     4) возмещения убытков;

     5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

     6) выплаты компенсации в определенных законом пределах.

      Указанные способы защиты не исчерпывают собой  всех возможных мер, к которым  может прибегнуть потерпевший для  защиты своих авторских и смежных  прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

      Как правило, обладатель нарушенного авторского права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

      Наконец, завершая общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, нельзя не отметить, что новым законодательством прямо предусмотрены специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 50 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

      Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительных гарантий защиты интересов  обладателей авторских и смежных  прав, поскольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.

      Рассмотрим  лишь некоторые, на наш взгляд наиболее часто применяемые, гражданско-правовые способы защиты авторских прав.

 

2. Признание авторских прав

 

      Обычно  устанавливать авторство не приходится. Имя автора указывается на публикации, его не оспаривают. Но в случае спора о праве авторства могут возникнуть сложности с доказыванием.

      Зачастую  неопределенность авторского права  приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под вымышленным именем, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение.

      Признание права как средство его защиты по самой своей сути может быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторским правом на это произведение. Так, в 1986 г. ленинградским издательством “Лениздат” был издан сборник произведений современных эстонских писателей “Вышгород - Тоомеа”. Составителем сборника был К., имя которого, однако, в сборнике указано не было. Поскольку издательство отказалось выплатить К. вознаграждение, он обратился с иском в суд. Ленинградский городской суд, установив, что К. действительно является составителем сборника, иск удовлетворил. В своем решении суд обязал также издательство опубликовать в очередном номере журнала “Аврора” сведения о том, что составителем сборника является К. Однако иногда требования о признании права имеют самостоятельное значение и не поглощаются другими способами защиты.

 

3. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права

 

      Данный  способ защиты применяется в тех  случаях, когда нарушенное авторское  право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде. Так, при показе по телевидению кинофильма “А зори здесь тихие” из него без согласования с создателями фильма была вырезана одна из сцен. Авторы фильма заявили по этому поводу свой протест, по их требованию целостность произведения была восстановлена, и фильм был показан по телевидению в своем первоначальном виде. В другом деле, возникшем в связи с искажением сценария фильма “Незнакомка”, по требованию автора сценария его право на неприкосновенность произведения было восстановлено путем пересъемки ряда сцен фильма.

      В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в  полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

      Восстановление  нарушенных прав автора может быть достигнуто и иными способами, удовлетворяющими интересы потерпевшего. Так, например, в издательстве “Судостроение” готовился к выпуску в свет учебник, одним из авторов которого являлся С. При чтении корректуры автор обнаружил, что при редактировании учебника в него были внесены не согласованные с ним изменения и сокращения. Предложенная автором правка корректуры с целью хотя бы частично восстановить текст издательством была отвергнута. Автор предложил издательству либо внести в произведение соответствующие исправления, либо поместить в предисловии учебника сообщение о том, что в текст без согласования с автором были внесены изменения, которые ухудшили учебно-методические качества учебника. Издательство согласилось со вторым требованием автора и дополнило предисловие соответствующим извещением.

 

4. Пресечение действий, нарушающих право или

создающих угрозу его нарушения

 

      Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании  с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное  значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения использования отрывков из его произведения “В августе сорок четвертого” для чтения с эстрады. Свое требование автор обосновал тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагменты детективного плана, не связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественной направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады8. Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др.

 

5. Возмещение убытков, взыскание незаконно полученного

дохода  и выплата компенсации

 

     Статья 49 Закона предусматривает  три различные  меры имущественного характера, которые  могут быть применены  к нарушителю авторских  прав:

      1) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

      2) взыскание дохода, полученного нарушителем  вследствие нарушения авторских  прав;

      3) выплату компенсации в сумме  от 10 до 50000 минимальных размеров  оплаты труда. Эти меры применяются  не в совокупности, а по отдельности.  Право выбора той или иной меры принадлежит автору.

      Взыскание убытков - это обычная мера гражданского права, хорошо известная практике. Что  касается других двух - взыскания дохода нарушителя и выплаты компенсации, - то они новы и необычны, причем не только для авторского права, но и для гражданского права в целом. 2

      Поскольку обе эти новые меры ответственности  нарушителя авторских прав относятся  к числу гражданско-правовых санкций, они должны выполнять компенсационную функцию, т.е. Призваны обеспечить возмещение понесенных убытков. Их роль - не в дополнительном наказании нарушителя, а в том, чтобы облегчить владельцу авторских прав доказывание и взыскание своих убытков.

      При таком толковании становится понятной норма ст. 49 Закона, устанавливающая право автора (или иного владельца авторских прав) избрать ту или иную меру ответственности, применяемую к нарушителю, т.е. Отказаться от взыскания убытков и потребовать выплаты ему доходов или законной компенсации. Эти меры должны рассматриваться судом (арбитражным судом) как эквивалент убытков. Но если убытки должны быть строго и документально доказаны, то доходы нарушителя или законная компенсация могут быть взысканы с нарушителя, даже если потерпевший не докажет своих убытков. Сами убытки должны быть: суд (арбитражный суд) условно оценивает размер, а затем применяет меру ответственности, сообразуясь с понесенным истцом ущербом.

      Связь между убытками и новыми мерами ответственности  уже проявляется в судебной практике. Так, в одном судебном споре автор, произведения которого были изданы без договора (в фотоальбоме, изданном тиражом в 30 тысяч экземпляров), вначале предъявил иск на сумму 42 млн. руб. (50 000 мин. заработных плат), а затем изменил цену иска и потребовал выплаты ему 10% от продажной цены тиража (что по его мнению, составляет 30 млн. руб.).

Информация о работе Авторские и смежные права