Авторские договоры

Дата добавления: 19 Февраля 2013 в 16:48
Автор: c***********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (63.91 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Авторские договоры.docx

  —  66.42 Кб

3



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава I. Авторский договор в системе гражданских правоотношений………..5

1.1 Правовая природа и сущность авторского права……………………….......5

1.2 Понятие авторского договора………………………………………..............8

Глава II. Классификация авторских договоров……………………………..…12

2.1 Основные классификации и виды авторских договоров……………...…..12

Глава III. Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения………………………………………………………15

3.1 Элементы авторского договора………………………………………...…..15

3.2 Порядок заключения, изменения и прекращения авторского договора…………………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………....…...…..43

Список используемой литературы…………………………………………...…45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  изучения данной темы непосредственно связана с той ролью, которую играет авторский договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.

Способствуя созданию условий для занятия  творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых  творческих результатов, закрепляя  за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.

Для коммерческого  использования произведения чаще всего  необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете  на соответствующие доходы, доведение  этого произведения до тех, для кого оно предназначается: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически  возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов  издателей и книготорговцев, защищая  интересы издательства через защиту интересов автора.

В современном  мире тиражирование материальных носителей  объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии  с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

На «индустрию авторских прав» в 2009 году в США  приходилось примерно пять с половиной  процентов валового внутреннего  продукта.

Этот  вклад в общественное производство страны превышает вклад любой  обрабатывающей отрасли, включая производство самолетов, электронного и другого  промышленного оборудования. Следует  также учитывать эффект «вторичной отдачи» авторского права, наличие  огромного числа базирующихся на нем производств.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора.

Достижение  данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Определить место авторского договора в системе гражданско–правовых отношений.

2. Охарактеризовать  классификацию гражданско–правовых договоров.

3. Описать порядок заключения, изменения и расторжения авторского договора.

Также в  курсовой работе рассматриваются виды объектов авторского права. Анализируются  все имущественные права автора произведения: права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение и публичный показ, публичное  оповещение, а также другие имущественные  права автора.

В общем, следует подчеркнуть, что все  монографические исследования проблем  защиты прав интеллектуальной собственности  на произведения науки, литературы и  искусства спроектированное на возможность  использования зарубежного опыта  в условиях украинского законодательства, что проводить эти исследования особенно ценно.

Эти исследования полезны для законодательной  практики, они могут использоваться в учебном процессе, служить базой  для дальнейших исследований данных проблем.

 

Глава I. Авторский договор в системе гражданских правоотношений

 

1.1 Правовая природа и сущность авторского права

 

Изменение функции знания и культуры в цивилизации  конца ХХ века привело к резкому  увеличению масштабов использования  результатов интеллектуальной деятельности [16, с. 174].

Творения  человеческого разума приобрели  значение одного из важнейших видов  объектов экономического оборота.

Отдельные элементы авторского права появились  очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества [15, с. 54].

Уже в  Древней Греции существовали правила  о сохранении текстов трагедий для  осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению.

Творения  Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.

Однако  в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

С изобретением печатного станка (в 1448 г.), открытием  для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможность пустить  «романы и поэмы» в экономический  оборот, возможность широко торговать  ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а  затем и иные материальные носители произведений могли быть быстро и  относительно дешево размножены [15, с. 54].

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто  делал это первым. Ему же приходилось  оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с  подготовительной стадией, и могли  предложить публике тот же товар  по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических  выгод от своей деятельности. Такое  положение препятствовало распространению  культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и  в то же время «никто не собирал  урожая там, где ничего не посеял» [19].

Возникла  настоятельная потребность в  осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций  в данной области, в обеспечении  внутригосударственной защиты и  международно-правовой охраны авторских  прав.

Наиболее  важной задачей было четкое определение  того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет  право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового  регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение  законных способов достижения правомерных  целей - и дальнейшее подчинение человеческого  поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений  являются основными задачами всякого  цивилизованного государства. «Закон есть ... общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» [Цит. по: 19] - считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что «свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это - свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека» [Цит. по: 19].

С другой стороны, можно рассматривать право  как совокупность гарантий, которые  предоставляются государством, как  «способность обязывать других» [19] (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

Результаты  интеллектуальной деятельности могут  становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими  людьми.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров).

Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

 

    1. Понятие авторского договора

 

Характеристика нормативной  природы авторского договора, на наш  взгляд, немыслима без соответствующей  характеристики таких понятий, как  «обеспечение права» и «защита права».

Понятия «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но имеют и общие черты.

Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо  шире, чем второе [14, с. 18]

Защита  авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно  на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда  авторские права оспорены или  нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные  средства защиты. Законодательно закреплен  достаточно широкий перечень способов защиты.

К ним  можно отнести не только способы  гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и  способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.

Что же касается такого понятия, как обеспечение  авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются  для того, чтобы данных нарушений  не допускать (средства охраны), а также  правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

Охрана  есть установление общего правового  режима, опирающегося на правомерную  деятельность. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение  авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.

К числу  международных средств относится  существование международных конвенций  и договоров, вступление России в  международные организации, деятельность Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности.

К национальным средствам, прежде всего, относится  такое средство, как совершенствование  авторского законодательства, рассматриваемого в широком смысле, т.е. это дальнейшее развитие не только самого Гражданского кодекса Российской Федерации, но и  ряда подзаконных актов в рассматриваемой  области.

К ним  также можно отнести меры договорного  обеспечения авторских прав. Речь идет об авторском договоре.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса  Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным  образом, в том числе посредством  закрепления четкого и понятного  определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон  использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ [6].

От того, насколько детально и грамотно с  правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права [14, с. 18].

Страницы:123456следующая →
Описание работы
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Определить место авторского договора в системе гражданско–правовых отношений.
2. Охарактеризовать классификацию гражданско–правовых договоров.
3. Описать порядок заключения, изменения и расторжения авторского договора.
Содержание
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава I. Авторский договор в системе гражданских правоотношений………..5
1.1 Правовая природа и сущность авторского права……………………….......5
1.2 Понятие авторского договора………………………………………..............8
Глава II. Классификация авторских договоров……………………………..…12
2.1 Основные классификации и виды авторских договоров……………...…..12
Глава III. Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения………………………………………………………15
3.1 Элементы авторского договора………………………………………...…..15
3.2 Порядок заключения, изменения и прекращения авторского договора…………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………....…...…..43
Список используемой литературы…………………………………………...…45