Авторские договоры в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика авторских договоров

1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития

1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров

2. Содержание авторского договора

2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров

2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

авторские договоры.docx

— 82.82 Кб (Скачать)

              Просрочкой также считается несвоевременная сдача произведения автором после доработки при оговоренном сроке Недоброкачественность произведения также может служить основанием для расторжения договора. Понятие недобросовестности в данном случае не совпадает с понятием вины.

Здесь имеется в виду не просто вина автора, создавшего некачественное произведение, а то, что автор  умышленно совершил неправомерные  действия или допустил грубую неосторожность, создавая произведение.

           Однако эта норма могла применяться лишь в случаях, когда речь шла о заимствовании идеи, элементов содержания произведения, но форма произведения, способ выражения содержания являлись новыми, творчески самостоятельными. В данном же случае, по мнению экспертизы, Ч. не мог считаться автором рисунков при калькировании и перерисовке, т. е. при точном воспроизведении персонажей и образов, созданных другим художником45

           Субъект, совершивший неправомерные действия, несет перед потерпевшим ответственность в основном за нарушение личных неимущественных прав, а имущественная ответственность перед потерпевшим возлагается на пользователя произведения, который должен возместить потерпевшему все имущественные потери, размер которых может быть больше или меньше авторского вознаграждения, выплаченного автору-нарушителю. Следует отметить, что в российском авторском праве существует презумпция добросовестности автора, которая должна быть опровергнута организацией путем приведения конкретных доказательств его неправомерных действий. Если этого не было сделано, считается, что автора постигла творческая неудача. Его произведение также может быть отвергнуто заказчиком ввиду непригодности, и договор с автором на этом основании может быть расторгнут. Однако обычно в таких ситуациях за автором сохраняется полученное им по договору вознаграждение в целом или в части, которая определяется конкретными договорами. Данное правило выступает как правовая гарантия интересов автора. Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах условий договора. Эти замечания делаются в письменной форме в течение срока, установленного для рассмотрения произведения, и не могут предъявляться более оговоренного в договоре числа раз. При этом сторонами должен быть согласован точный срок устранения отмеченных недостатков. Но если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции. Если автор находит, что заказчик в своих требованиях выходит за пределы договора или его замечания неконкретны, противоречивы, ему надо это доказать. Отказ автора от внесения в произведение изменений может быть обоснован также идейными или теоретическими возражениями. В этих случаях заказчик может отклонить произведение как непригодное и отказаться от договора, но не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности46.Если автор не расторгает договор, заказчик может использовать произведение без выплаты автору какого-либо дополнительного вознаграждения, кроме ранее согласованного в договоре. Если договор расторгнут, для использования произведения заказчик должен заключить с автором новый договор, предусматривающий выплату нового авторского вознаграждения.

                Если пользователь был в состоянии выяснить недостатки произведения перед его одобрением, например, с помощью рецензирования, но не сделал этого, то считается, что он действовал ненадлежащим образом и поэтому должен сам компенсировать неблагоприятные последствия своих действий47

В-третьих, должна быть объективная  возможность устранения имеющихся  в произведении недостатков. Бремя  доказывания существования указанных  обстоятельств возлагается на пользователя. Отсутствие хотя бы одного из данных обстоятельств  означает, что авторское вознаграждение должно быть выплачено в полном размере, а договор расторгнут, даже если произведение и не было использовано. Данная норма также подлежит применению и в том случае, если устранение недостатков в одобренном произведении невозможно и необходимо создание нового произведения. Конечно, ответственность пользователя не ограничивается лишь нарушением обязанности по использованию произведения. Одним из оснований ответственности может послужить факт утраты либо повреждения пользователем материального носителя, в котором воплощено произведение. Это будет тем более важно, если носитель уникален и его гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения или пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных ситуаций необходимо включить в авторский договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в случае утраты, гибели либо порчи оригинала произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить предусмотренные договором обязательства и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов. Примером может послужить следующая ситуация. В соответствии с авторским издательским договором П. выполнил 30 фотографий для альбома48

          При заключении авторского договора стороны могут предусмотреть и специальные меры ответственности пользователя за данное нарушение, например такие, как право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием всего вознаграждения.

           Одним из оснований ответственности может послужить факт утраты либо повреждения пользователем материального носителя, в котором воплощено произведение. Это будет тем более важно, если носитель уникален и его гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения или пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных ситуаций необходимо включить в авторский договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в случае утраты, гибели либо порчи оригинала произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить предусмотренные договором обязательства и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов. Примером может послужить следующая ситуация. В соответствии с авторским издательским договором П. выполнил 30 фотографий для альбома. После того как альбом вышел в свет, П. попросил вернуть ему фотографии и, получив их, обнаружил нехватку 12 снимков. Издательство не смогло объяснить факт утраты этих фотографий, а также отказалось выплатить автору компенсацию за причиненный ущерб. В силу этих обстоятельств П. вынужден был обратиться в суд. В назначенный для судебного заседания по делу день издательство выплатило П. компенсацию. Еще одним основанием для привлечения пользователя к ответственности является факт нарушения целостности произведения49 Часто при использовании произведения пользователь нарушает принадлежащее автору право на защиту произведения от искажения, например вносит без согласования с ним изменения, снабжает произведение дополнительными элементами (комментариями, предисловиями и т. п.). Как правило, в авторских договорах не предусматривается за это нарушение специальных санкций по сравнению с теми мерами защиты, которые охраняют указанное право авторов безотносительно к договору. Также стороны могут предусмотреть в договоре специальную санкцию за такое нарушение пользователя, как предоставление произведения для использования иному лицу (при условии, что пользователь не имеет такого права в соответствии с заключенным договором). Но даже в том случае, когда авторский договор не предусматривает специальной санкции за указанное нарушение, у автора есть иные возможности защитить свои нарушенные права.

           На основе проведенного исследования  сделаем следующие выводы: Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. К числу авторских договоров можно отнести лишь те из заключающихся организациями договоров, по которым принадлежащие им авторские права передают организации, признаваемые авторами произведений в силу закона. Другие договоры, одной из сторон которых автор или заменяющее его лицо не является, нельзя считать авторскими в точном смысле этого слова. ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.

 

 

Заключение

 

           В свой работе мы рассмотрели основные вопросы и проблемы, касающиеся авторского договора. Поставленные нами в начале дипломной работы задачи, на мой взгляд, полностью раскрыты и решены. Но все, же в заключении хотелось бы еще раз перечислить то, что нам удалось сделать.

К началу XIX в. в развитых стран мира были созданы предпосылки, для достойной правовой охраны творческого труда. Авторские права были признаны как естественные права человека, необходимость их правовой охраны не вызывала сомнений. Оставалось разработать правовые механизмы позволяющие реализовать и обеспечить авторские права, и не только в рамках отдельного государства. В XXв. ни у кого не вызывает сомнения факт отнесения авторских прав к числу основных прав человека. Авторские договоры и гонорары стали нормальным явлением российской действительности XIX в. Серьезных нарушений Бернской конвенции не было зафиксировано даже в период мировых войн. Всю историю развития авторского права можно представить как постепенное расширение объема авторских прав. Первые законы предоставляли автору возможность контролировать распространение их произведений в печатной форме. Далее авторы получили контроль над изготовлением экземпляров произведений и их распространением в любой другой форме. Появилось дополнительное право на переработку, в том числе перевод. С появлением радио и телевидения добавились авторские права разрешать использование произведений путем передачи в эфир или сообщения по кабелю. Последние изменения законов касались прав автора сдавать экземпляры произведения в прокат, разрешать доступ к произведению в интерактивном режиме. Постепенно были сформулированы и ограничения авторского права в интересах общества. Право интеллектуальной собственности является правом абсолютным. По договору о передаче права на результат интеллектуальной деятельности автор или иной обладатель этого права передает свое исключительное право в полном объеме другому лицу. В Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. было зарегистрировано Российское Авторское Общество (РАО). С 1 января 2008 г. вступила в действие часть четвертая ГК. РФ регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности. Принятие части четвертой ГК. РФ ознаменовало завершение первой в истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. В России имеется много федеральных законов, посвященных отдельным институтом интеллектуальной собственности полностью. Особенности заключения авторского договора обуславливаются его видами. Авторский договор имеет несколько видов: авторский договор о передаче исключительных прав, авторский договор о передаче неисключительных прав, авторский договор заказа, авторский договор на готовое произведение, издательский договор. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения только лицу, которому эти права передаются, и дает ему право запрещать подобное использование другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав, пользователь может использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. По авторский договор заказа автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. Авторский договор на готовое произведение фактически представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. Издательский договор является одним из самых распространенных видов авторского договора. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. Авторский договор считается реальным в том случае, если одновременно с согласованием всех необходимых условий договора стороны предоставляют друг другу все причитающееся по договору. Порядок прекращения авторского договора в связи с проанализированными основаниями специально в авторском законодательстве не прописан. Ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность.

          Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.

           Переизложение в четвертой части ГК РФ норм авторского права на самом деле не является их совершенствованием, поскольку российское авторское право в нынешнем его состоянии фактически было целиком сформировано еще в середине 90-х годов прошлого века. Хромает механизм реализации защиты прав. Запланированное вступление России в ВТО налагает на нашу страну дополнительные обязательства в сфере охраны авторского права. В частности, уже в 2004 году в Закон об авторском праве были внесены изменения, требуемые для членства во Всемирной Торговой Организации - срок охраны авторских прав увеличен с 50 до 70 лет после смерти автора. Поэтому основная задача для России сегодня - это развивать механизмы реализации установленных норм в вопросах защиты авторского права.

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

1. Федеральный закон Российской  Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ О  внесении изменений в Закон  Российской Федерации «Об авторском  праве и смежных правах» Ст. 2.// Принят Государственной Думой 25 июня 2004 года. / Российская газета Федеральный выпуск N3536 от 28 июля 2004 г.

2. Бернская Конвенция  об охране литературных и художественных  произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М., 1993. - С. 500.

 

Специальная литература

3. Алексеев С.С. Гражданское  право: Учебник. - Екатеринбург. Институт частного права. 2008. 656 Стр.

4. Близнец И.А. Правовое  обеспечение интеллектуальной собственности:  Учебное пособие для студентов  всех форм обучения. Специальность  021100 - юриспруденция. М., МГОУ. 2001. 129 Стр.

5. Богацкая С.Г. Авторское право: Учебное пособие. Москва. МГУП. 2005. 225 Стр.

6. Боровская Е.А. Основы управления интеллектуальной собственностью: практическое пособие. М., ФУАинформ. 2007. 168 Стр.

7. Большая юридическая  энциклопедия./ответ. ред. Дубенюк Н. В. М., ЭКСМО. 2007. 688 Стр.

8. Гаврилов Э.П. Комментарии  к закону об авторском праве  и смежных правах. Судебная практика. М., «Экзамен». 2003. 350. Стр.

9. Дворянкин О.А. Защита  авторских и смежных прав. Ответственность  за их нарушение. Уголовно-правовой  аспект. М.: Издательство «ВесьМир», 2002. 451 Стр.

10. Кайль А.Н. Постатейный комментарий к части IV ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М., ГроссМедиа, 2008 г. 192 стр.

11. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма-инфора-М. 2000. 153. Стр.

12. Лопатин В.Н. Интеллектуальная  собственность. Актуальные проблемы  теории и практики. Том 1. Юрайт. 2008. 312 Стр.

13. Леонтьев К.Б. Авторское  право и смежные права. Учебник.  М., Проспект. 2009. 416 Стр.

14. Маковский А.Л. Комментарий  к части четвертой Гражданского  Кодекса Федерации Российской. Учебник. - М., Статус, 2008. 706. Стр.

15. Оуэн Линет. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. Учебное пособие. М., Аспект-Пресс. 2000. 216. Стр.

16. Полторак А.А. Основы  интеллектуальной собственности.  Учебник. Диалектика. 2004. 208. Стр.

17. Силенок М. А. Авторское  право: Учебно - практическое пособие  для вузов. М., ЗАО «Юстицинформ», 2006. 367. Стр.

18. Сергеев А.П. Право  интеллектуальной собственности  в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. 456. Стр.

19. Серебровский В.И. Вопросы  советского авторского права. / Монография. М., Изд-во академии наук СССР, 1956. С. - 283.

20. Соловьёв Р.В. Авторское  право: Комментарий к закону  РФ «Об авторском праве и  смежных правах» М., «Ось-89» 2001, 192. Стр.

21. Фокоф А.П. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник. М., КНОРУС. 2006.567. Стр.

22. Хохлов В.А. Авторское  право: Законодательство, теория, практика. М., «Городец». 2008. 288. Стр.

23. Чернышева С.А. Авторский  договор в гражданском праве  России. М., Гардарика. 2000. 104 Стр.

24 Ананьев Е.В./Авторское  право и смежные права: (Тематический  выпуск)//М., Труд и право.-2005.-№5..3 - 4.

25 Ананьев Е.В.Авторский договор как способ защиты авторского права.//М., Современное право. -2006.-№6.-с.33-39.

26 Астафьев С.В. Авторский  договор в РФ // М., Мир права. 2001. №8. С. - 21 - 23.

27 Ананьева Е.В. Судебная  практика РАО в - 2001 г. //М., Современное  право. №6. 2002. С. - 14.

28 Бакунцев А. Авторский договор в дореволюционном праве России. //М., Интеллектуальная собственность / - 2000 - №3 - С. 38 - 44.

Информация о работе Авторские договоры в российском праве