Автономии в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Автономные образования не подпадают под традиционное понимание международной правосубъектности, однако многие из них, например, автономные образования Дании, Норвегии или Финляндии пользуются элементами статуса субъектов международного права, участвуя в работе международных организаций и конференций. Поэтому возникает объективная необходимость законодательного и международно-правового урегулирования вопроса об участии автономных образований этих стран в международной деятельности в соответствии с их реальными потребностями для культурного, экономического и социального развития.

Содержание

Введение

1. Понятие автономии и принципы ее образования
2. Виды автономии
2.1. Персональная автономия
2.2. Корпоративная автономия
2.3. Территориальная автономия
2.4. Национально-территориальная автономия
3. Распределение компетенции между государством и автономным образованием

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Автономии в зарубежных странах.doc

— 152.00 Кб (Скачать)


23

 

Министерство образования Российской Федерации

Архангельский Государственный Технический Университет

Институт права и предпринимательства

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Предмет:  Конституционное право зарубежных стран

 

Тема: Автономии в зарубежных странах

 

 

 

 

 

 

              Выполнил: студент 3 курса (с/о)

              Калашников Я.Г.

 

 

                                                   Проверил:

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2005

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

1.      Понятие автономии и принципы ее образования

2.      Виды автономии

2.1.           Персональная автономия

2.2.           Корпоративная автономия

2.3.           Территориальная автономия

2.4.           Национально-территориальная автономия

3.      Распределение компетенции между государством и автономным образованием

 

Заключение

 

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В современном мире существует более двухсот государств, каждое из которых имеет свою индивидуальность. Однако всем им присуще такое понятие как политико-территориальное устройство, которое определяется исходя из национальных, географических, экономических и политических особенностей государства. Одной из форм политико-территориального устройства государства является автономия, образование которой зависит от  многих причин.      Несмотря на то, что автономные образования существуют во многих странах мира, их правовое положение неодинаково, поскольку определяется спецификой национального законодательства.

В европейских странах понятие автономии не связывается только с решением национального вопроса, поскольку институт автономии рассматривается как форма демократизации, как форма децентрализации, как форма реализации принципа права на внутреннее самоопределение, как норма урегулирования межэтнических отношений, как административно - территориальная единица.

Существуют предпосылки исторического, политического, экономического характера, обусловливающие появление автономных образований в различных странах.

Автономные образования не подпадают под традиционное понимание международной правосубъектности, однако многие из них, например, автономные образования Дании, Норвегии или Финляндии пользуются элементами статуса субъектов международного права, участвуя в работе международных организаций и конференций. Поэтому возникает объективная необходимость законодательного и международно-правового урегулирования вопроса об участии автономных образований этих стран в международной деятельности в соответствии с их реальными потребностями для культурного, экономического и социального развития.

В данной работе будет дано понятие автономии, принципы ее образования, а также рассмотрены виды автономного образования. Кроме этого будет изучено распределение компетенции между государством и автономным образованием на примере Испании.

1.     Понятие автономии и принципы ее образования

 

     Автономия известна с глубокой древности. Например, к автономии как к политическому лозунгу обращались примерно с середины V века до нашей эры все греческие города-государства. Однако следует отметить, что в то время понятие автономии включало полную государственную самостоятельность, а при заключении союзов оно ограничивалось и получало различную интерпретацию. Ограниченная автономия предоставлялась греческим полисам в Римской империи. Основными условиями автономии на тот момент считались территориальная неприкосновенность, право определения статуса, заключение союзов, участие в решении общих вопросов, таких как мир и война.    

     Сегодня в конституционном праве понятие «автономия» характеризуется в нескольких аспектах. Во-первых, для обозначения так называемой государственной автономии, то есть форм национально-государственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, его хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством или автономным национально-государственным образованием, такую автономию называют также национально-территориальной. Во-вторых, применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности, - право самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов, такую автономию называют национально-культурной. В-третьих, чтобы подчеркнуть, что  участник конституционно-правовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. Следует заметить, что в данном аспекте термин «автономия» применяется скорее не в строго конституционно-правовом, а в общем смысле, и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно части или частей государства, административно-территориальных единиц. В конституционном праве применительно к национально-территориальной автономии распространены понятия «политическая» и «административная» автономия. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, то есть государства, эту форму автономии принято называть политической автономией, подчеркивая тем самым более высокий ее ранг и права, характерные для государства. Если автономная единица образуется в форме автономной области, автономного округа, это не государство, а так называемое государственное образование. Его статус ниже, чем статус автономной республики, и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной автономией. Хотя нельзя не отметить того, что у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей, например, представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при принятии своих нормативных правовых актов.

    Таким образом, автономия включает в себя предоставление какой-либо части государства, например, Аландским островам в Финляндии или Крыму на Украине, не­скольким частям, например, двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа или двум округам, населенным в основном гагаузами в Молда­вии, всем однопорядковым единицам, например, областям в Италии, а также всем разнопорядковым административно-территориальным единицам, например, в Японии внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Иногда такую автоно­мию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие. Однако, в большинстве случаев, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающе­го в них населения, например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании или Иракский Курдистан.

Мировая практика показывает, что автономные образования могут создаваться законом сверху, как например, в Ираке, а также по результатам референдума, проводимого в районах пред­полагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон, например, как на Филиппинах. Нередко создание автономии является результатом дли­тельной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями.

Таким образом, формирование автономий в своей основе представляет только определенное распределение властных функций между центром и регионами. Но автономия становится относительно замкнутым правовым пространством в составе государства. Целесообразность и особенности образования автономии носят всегда исключительно конкретный характер и связаны с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

     Создание автономных образований необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов,

Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей автономной территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.

Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию разделены по различным административно-территориальным единицам.

Политический принцип предполагает так установить образование автономии, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.  

Комплексное применение экономического, национального и политического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов позволяет осуществить рациональное выделение отдельных территорий в автономии. Их характерными признаками являются: компактность, право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации и получает статус автономного образования.

Компетен­ция автономных образований определяется конституцией, как например, в Италии или специальными законами о конкретной автономии как в Великобритании.

Итак, автономия представляет собой право самостоятельного осуществления определенных функций государственной власти или управления, предоставленное конституцией или законом какой-либо части государства. Таким образом, формирование автономий в своей основе представляет определенное распределение властных функций между центром и регионами. При этом автономия становится относительно замкнутым правовым пространством в составе государства. Целесообразность и особенности образования автономии носят всегда исключительно конкретный характер и связаны с исторической, религиозной, этнической, культурной и бытовой спецификой определенной части населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды автономии

 

 

Можно сказать, что существует две классификации видов автономии. В зависимости от того, компактно или разрознен­но проживают этнические и иные общности, а также от других обстоя­тельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. В отечественной же литературе принято различать две главные формы автономии: национально-территориальную и культурно-национальную. Данное деление связано с этническим фактором.

 

2.1. Персональная автономия

 

Персональная автономия - один из двух видов экстерриториальной или культурно-национальной автономии, способ решения национального вопроса. Представляет законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том  числе не составляющих компактной общины на территории данного государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности как в той же стране, так и за рубежом, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства, например, через советы при правительствах в Австрии или Венгрии.

     Впервые  идея национально-персональной автономии получила детальную  разработку  в  трудах австрийских социал-демократов К.Реннера  и  О.Бауэра.  В  основе их концепции лежала мысль о том,  что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных  распрей, а сами нации, точнее - национальные союзы, конструируемые на основе добровольного личного волеизъявления.  «Чистый  территориальный принцип, - писал О.Бауэр, - повсюду  выдает  меньшинство в руки большинства... Осуществление территориального принципа в чистом его виде означает, что каждая  нация  поглощает вкрапленные в ее тело меньшинства других наций,  но  зато  жертвует  своими собственными меньшинствами, рассеянными в чужих национальных областях...»[1].

     Австро-марксисты рассматривали нацию не как территориальную корпорацию, а как личный, персональный союз. Разработанная австро-марксистами программа предусматривала двойную организацию  многонационального государства: одну - для целей национальной  культуры, по нациям и на основе персонального принципа, и  другую, основанную на территориальном принципе, - для ведения  остальных дел, не носящих национального характера. Персональную  принадлежность граждан к тому или иному национальному коллективу  должен был определять институт так называемого национального  кадастра (переписи), составляемого на основе личных  заявлений  совершеннолетних граждан. В системе национально-персональной  автономии  кадастр получал не меньшее публично-правовое    значение,   чем   территория   для   национально-территориальной  области.  Создаваемые  на основе кадастров национальные  союзы, имеющие статус коллективного юридического лица,  обязывались заботиться об удовлетворении культурных потребностей  нации,  пользуясь  при этом полной свободой, через свой  национальный  парламент, издавая законы в рамках действующей  конституции  и  проводя  их через свое министерство, без влияния государства.

     Первая практическая реализация предложений Бауэра-Реннера была предпринята в Эстонии в 1925 году. Закон о культурной автономии национальных меньшинств, изданный в феврале 1925 года в осуществлении статьи 21 Эстонской конституции 1920 года, признал за меньшинствами: русских - 8,2% всего населения Эстонии, немцев - 1,7%, шведов  - 0,7%, евреев и всех других, численность которых не менее трёх тысяч человек, - право юридического лица, аналогичные, в области организации, управления и надзора за деятельностью учебных заведений и других обслуживающих культурные нужды учреждений. Культурные меньшинства определенного  минимального  размера  получили право создавать собственные школы и учреждения культуры, управляемые выборными советами  с законодательными правами и правом взимания налогов на эти цели. Юрисдикция этих культурных советов определялась в терминах членства в культурном сообществе вне постоянного географического  места жительства. Русское и шведское меньшинства не  создали  таких культурных советов, главным образом потому, что  они были сконцентрированы географически и могли использовать  обычные  институты местного самоуправления. Однако более разбросанные  немецкое  и  еврейское  меньшинства использовали возможности нового закона, и их культурные советы быстро доказали  свою  жизнеспособность.  Эстонское правительство могло с полным основанием утверждать, что оно нашло образцовое решение проблем своих меньшинств. В тех местностях Эстонии, где граждане эстонской национальности составляли меньшинство, они на общем основании имели право создавать свои органы культурного самоуправления. Культурные автономии немцев, евреев в Эстонии реализовались быстро, получив правовое оформление. У русских, селившихся компактно на окраинах и живших несколько беднее других, оформление культурного самоуправления затянулось.

Информация о работе Автономии в зарубежных странах