Анализ современного конституционно-правового статуса Федерального Собрания России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом рассмотрения настоящей работы является сущность и

основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции

Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Целями работы явились следующие: анализ современного

конституционно-правового статуса Федерального Собрания России, характеристика Федерального собрания с точки зрения его

структуры и принципов построения; определение основных полномочий

федерального собрания и порядка его формирования

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Введение

Конституция играет огромную роль в жизни каждого  государства, что

определяется  ее особым местом в правовой системе  страны, она обладает

высшей юридической  силой и регулирует основы организации  государства и

взаимоотношений государства и личности. Конституция каждой страны

вызывает интерес  граждан, политиков. Особенно это относится  к России.

Конституция Российской Федерации принималась в особых условиях и

закрепила отказ  от принципов социалистического  строя. Она установила

новый характер политической власти, зафиксировала иные формы

собственности. В связи с этим изучение ее содержания представляется

весьма важным.

Предметом рассмотрения настоящей работы является сущность и

основные черты  парламента РФ - Федерального собрания по Конституции

Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Целями работы явились следующие: анализ современного

конституционно-правового  статуса Федерального Собрания России,  характеристика Федерального собрания с точки зрения его

структуры и  принципов построения; определение основных полномочий

федерального  собрания и порядка его формирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История законодательного органа в России

  К  народному представительству люди  стремились с далекой древности. В

известной степени продолжением  этой  формы  представительства  был  Земский собор.  Правда,  вначале   он   походил   на   “парламент   чиновников”   из представителей  высшей  администрации  –  руководителей  приказов,   церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно  в  обществе  вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские  соборы  стали  выбирать  по сословиям.

К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На  смену  им  приходит

Сенат Петра I, который  взял на себя функции  законодательного органа. Столь  же  самодержавно  правила  и Екатерина II,  хотя,  будучи  человеком  для  своего  времени  передовым,  с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в  сторону формирования  выборных  общественных  органов,  в  первую  очередь  в   лице “Уложенных комиссий”.

Попытка поставить страну на конституционный  путь была предпринята  при

Александре I.  На  1  сентября  1810  г.  было  даже  запланировано  открыть

Государственную Думу, созданную, по идеям  М.М.  Сперанского,  по  образу  и подобию европейских парламентов.1  В дальнейшем  активное  конституционное брожение в кругах дворянства  после  победоносного  марша  в  1813  году  по Европе испугали  царя.  Его  последователи  тоже  не  пошли  на  решительные реформы   политической   системы.    Активный    поиск    конкретных    форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.

В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности,

конституционализма: выборные органы местного самоуправления,  общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации масс населения.

     Начавшаяся  в январе 1905 г. революция  еше  более  обострила  проблему политических реформ в России. Под  давлением  революции самодержавие было вынуждено пойти на уступки. 6 августа  1905  года  Николай II подписал манифест, которым в системе государственной власти  учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской»  по  имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г. Булыгина, разработавшего ее  проект. Дума   создавалась   для   “предварительной   разработки    и    обсуждения законодательных предложений, восходящих, по  силе  основных  законов,  через Государственный совет, к верховной самодержавной власти”2

Николаю  II  объявил Манифест 17 октября 1905 г., которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.

       Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:

-  общественные  свободы  –  неприкосновенность  личности,  свободу  слова, собраний, союзов;

 - объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации;

- придал Государственной думе характер  законодательного  учреждения,  т.е. провозглашался принцип  деления  власти  и  перехода  к  конституционному строю.

     11 декабря 1905 года в  Москве  был издан закон о выборах в I Государственную думу3. По  этому закону  выборы были не прямые, не равные, не  всеобщие  и  не  демократические.  И  все  же данный закон  расширил  избирательные  права  путем  установления  четвертой курии – рабочей,  от  которой  избиралось  около  3%  депутатов.  Более  40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое царские сановники  по-прежнему считали главной опорой  государства  и  престола.  Была  сохранена  цензовая система и сословный принцип. Так  же  были  сохранены  общие  ограничения  в избирательном праве, установленные в августе 1905 г. Целые слои населения  – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е.  кочевники –  скотоводы)  –  лишались  права  избирать  и   быть   избранными.   Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные  по  губерниям  и  областям  и  по крупным городам. Число выборщиков, участвующих в собраниях  по  губерниям  и областям, было установлено специальным списком  по  каждой  административной единице отдельно. Для собраний выборщиков по городам устанавливалась  единая

квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах4.

       Что касается членов Государственной думы,  избираемых  выборщиками на собраниях,  то  их  число  было  определено  отдельным  списком  по   каждой губернии, области, городу. Всего в списке  значилось 412  мандатов,  в том числе 28 от городов5.

      20 февраля 1906 г. было  принято   новое  положение  о  Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте  17  октября  1905 г.  Однако  в  полной  мере   это   сделано   не   было.   Дума   наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по  Закону   от  6  августа 1905  г.),  но  законопроекты,  принятые  Думой подлежали утверждению в  Государственном  Совете  и  императором.  Дума  рассматривала бюджет  и  отчет  по  нему,  что  ограничило  право   императорской   власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

      Выборы  в I Государственную  Думу  проходили  в  марте-апреле  1906  г. Возникшие  многочисленные  политические  партии  в  отношении  к  участию  в выборах исходили из оценки ситуации,  сложившейся  в  общественном  движении после опубликования Манифеста 17  октября:  на  фоне  четко  обозначившегося спада стачечной  борьбы  широкий  размах  сохраняло  крестьянское движение, вспыхивали  восстания  в  армии  и  на  флоте. 

      I Государственная Дума просуществовала  в России всего 72 дня. Дума была распущена, но ошеломленные  депутаты  не  сдались  без  боя. Около 200 депутатов,  и  среди  них  кадеты,  трудовики  и  социал-демократы собрались в  Выборге,  где  после  бурных  сетований  и  обсуждений  приняли воззвание – “Народу от  народных  представителей”.  В  нем  говорилось,  что правительство сопротивляется наделению крестьян землей,  что  оно  не  имеет права без народного представительства собирать налоги и призывать солдат  на военную службу, делать займы. Воззвание призывало  к  сопротивлению  такими, например,  действиями,  как  отказ  давать  деньги  в  казну,  саботирование призыва  в армию. Но на эти акции народ не  откликнулся,  разочаровавшись  в Думе как пустой “говорильне”6

     Эпоха I Думы закончилась. Она вошла в  историю как Дума неоправданных  и неоправдавшихся надежд,  реальных  и  мнимых  шансов  выдержать  экзамен  на государственную зрелость,  способность  закрепить  в  общественном  сознании идею парламентаризма.

     Тем не менее распрощаться с Государственной  Думой царь и правительство были бессильны. В  манифесте  о  роспуске  Думы  говорилось,  что  закон  об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений». На этом  основании началась  подготовка  теперь  уже  по  выборам  во   II Государственную Думу.

     Во  время революции, охватившей в 1906 г. 32 губернии России и неоднократными восстаниями солдат в разных точках страны прошли выборы  во  II  Государственную  Думу.  Путем всевозможных уловок и прямых репрессий правительство  стремилось  обеспечить приемлемый для себя состав  Думы.  От  выборов  отстранялись  крестьяне,  не являющиеся домохозяевами, по городской курии не  могли  избираться  рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т.д7.

     Всего во второй Думе было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии  получили  157  мест (трудовики – 104, эссеры – 37, народные социалисты –  16).  Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых было 222  мандата,  или  43%  голосов  в  Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли  черносотенцы,  которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%) 8

     Открытие  II  Государственной  Думы  состоялось  20  февраля  1907  г.

Председателем Думы стал правый кадет Ф.А. Головин.  Основным предметом дебатов в  Думе  весной  1907  г.  стал  вопрос  о принятии чрезвычайных мер  против  революционеров.  Правительство,  внося  в Думу проект закона о  применении  чрезвычайных  мер  против  революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою  инициативу  ведения  террора  против революционеров за решением коллегиального органа власти  и  дискредитировать Думу в глазах населения.  Однако,  к чести своей,  Дума  17  мая 1907  г. проголосовала против «незаконных действий» полиции9.

      Такое   неповиновение   не   устраивало   правительство.     Аппаратом

министерства  внутренних дел был подготовлен  втайне  от  Думы  проект  нового избирательного  закона.  Было  придумано  ложное  обвинение  об  участии  55 депутатов  в  заговоре  против  царской  семьи.  1  июня  1907  г.  Столыпин потребовал отстранения их от участия в заседаниях Думы и лишения 16  из  них депутатский неприкосновенности, обвинив их в подготовке  к «ниспровержению государственного строя»10.

       На основании этого надуманного  повода Николай II  3  июня  1907  года

объявил о роспуске II Думы. Депутаты восприняли это спокойно  и  разъехались по  домам.  Как  и  ожидал  Столыпин,  никакой  революционной   вспышки   не последовало. В целом, население  отнеслось  к  разгону  Думы  индифферентно: была без радости любовь, прощанье было без  печали.  Более  того,  считается общепринятым, что акт 3 июня ставил точку в российской революции11.

  Вслед  за указом о роспуске II  Думы  последовал  указ  об  утверждении

нового  Положения о выборах в Государственную  Думу.

      Издание нового избирательного  закона было грубым нарушением  манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906  г.,  согласно которым царь не имел права без  одобрения  Думы  и  Государственного  Совета вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни  в  постановление о выборах в Совет или в Думу.

В  III  Думу  было  избрано:  правых – 144,   октябристов   –   148,

прогрессистов – 28, кадетов – 54,  националистов  –  26,  трудовиков  –  16,

социал-демократов  –  19.  Председателями  III  Думы  были  октябристы  Н.А. Хомяков (1907г.), А.И. Гучков (1910 г.), М.В. Родзянко (1911 г.)

      О характере законотворческой деятельности  III  Государственной  Думы можно судить по  перечню  принятых  ею  законов:  «Об  усилении  кредита  на тюремно-строительные надобности», «О распределении  между  казной  и казачьими  войсками  расходов  по  тюремной  части  в  области  Кубанской  и Тверской», «О порядке отопления и освещения мест  заключения  и  отпуске  на эти надобности потребных материалов», «О полицейском надзоре в  Бельагачской степи», «Об  утверждении  в  городе  С- Петербурге женской тюрьмы» и др12.  Содержание  перечисленных нормативных актов – свидетельство не только реакционности Думы,  но  и  второстепенности рассматриваемых ею вопросов.

      На  первый взгляд III Дума – самая благополучная  из всех  четырех  Дум: если две первые скоропостижно  “скончались”  по  указу  царя,  то  III  Дума действовала «от звонка до звонка», - все положенные ей по закону пять лет  и сподобилась вызвать не только критические перуны в свой адрес,  но  и  слова одобрения.

      В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью  этого года прошли  выборы  в  IV  Государственную  Думу. Заседания Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее в  течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М.В. Родзянко.

    Юридически IV  Государственная Дума  была  распущена   постановлением Временного  правительства  от  6  октября  1917  г.  в   связи   с   началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания 13

      Практически у Государственной  Думы был блестящий  шанс  взять  в  свои руки   государственную власть и стать реальным законодательным  органом,  но реакционное   большинство   Думы,   поддержавшее   самодержавие,    им    не воспользовалось.

Информация о работе Анализ современного конституционно-правового статуса Федерального Собрания России