Агентский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение понятия, содержания и признаков агентского договора в гражданском праве России.

Задачи:

1. Рассмотреть вопросы возникновения и становления института посредничества в российском гражданском праве;

2. Проанализировать понятие агентского договора, определить стороны, дать характеристику прав и обязанностей сторон;

3. Выявить основания прекращения договора;

4. Определить отличие агентского договора о договоров поручения и комиссии;

5. Выявить правовые проблемы агентского договора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1

Глава I. Понятие и элементы договора агентирования………………………....4

§ 1. Понятие договора агентирования…………………………………………...4

§ 2. Стороны и условия агентского договора……………………………...........5

Глава II. Содержание агентского договора……………………………………...9

§ 1. Права и обязанности агента по договору агентирования………………….9

§ 2. Права и обязанности принципала по договору агентирования………….12

§ 3. Ограничение прав принципала и агента…………………………………...14

Глава III. Особенности заключения, изменения и прекращения агентского договора………………………………………………………………………......16

§ 1. Особенности заключения договора агентирования………………………16

§ 2. Особенности изменения и прекращения договора агентирования………17

Глава IV. Отличие агентского договора от договоров поручения и комиссии Применение правил о договорах поручения и комиссии к агентским отношениям………………………………………………………………………20


Заключение…………………………………………………………………….....23

Библиографический список……………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО   «Институт управления»

Ярославский филиал 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

по  дисциплине:            «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

                                             ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ   
 
 

Тема:                                 АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР  
 
 
 
 
 
 
 

                                     Преподаватель                        ХХХХХХХХ

                                          Выполнила  студентка 4 курса

                                          Юридического факультета

                                          Группы 41 ЮЗ

                                          № зачетной  книжки    ХХХХХХХХХХХХХ 
 
 
 
 

Ярославль  2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………...1

Глава I. Понятие и элементы договора агентирования………………………....4

§ 1. Понятие договора агентирования…………………………………………...4

§ 2. Стороны и условия агентского договора……………………………...........5

Глава II. Содержание агентского договора……………………………………...9

§ 1. Права и обязанности агента по договору агентирования………………….9

§ 2. Права и обязанности принципала по договору агентирования………….12

§ 3. Ограничение  прав принципала и агента…………………………………...14

Глава III. Особенности заключения, изменения и прекращения агентского договора………………………………………………………………………......16

§ 1. Особенности заключения договора агентирования………………………16

§ 2. Особенности изменения и прекращения договора агентирования………17

Глава IV. Отличие агентского договора  от договоров поручения и комиссии Применение правил о договорах поручения и комиссии к агентским отношениям………………………………………………………………………20 

Заключение…………………………………………………………………….....23

Библиографический список……………………………………………………..27 

ВВЕДЕНИЕ

          

          Агентский договор является новшеством для российского права. Он появился в российском праве только с принятием ныне действующего Гражданского кодекса .

       Введение нового вида договора обусловлено тем, что известные российскому праву сходные договоры комиссии и поручения не охватывают всего многообразия отношений, которые возникают в условиях современной экономической деятельности. [8, с. 373 - 377 ].

          Среди договоров о посредничестве агентский договор предоставляет сторонам наиболее широкий вариант выбора способа регулирования отношений, возникающих при представительстве. Свое применение агентский договор прежде всего находит в предпринимательских отношениях . Агентским договором может быть оформлен широкий круг сделок: лицо, действующее в качестве агента, может взять на себя как задачи представительства (риэлторская деятельность, услуги связи, деятельность турагентов, продюсеров и т.д.), так и приобретения и сбыта чужих товаров, имея в виду не только заключение договоров купли-продажи, но и проведение рекламной кампании и других мероприятий по изучению и освоению рынка (маркетинговых) и т.д.

          Применение агентского договора в хозяйственной практике российских предпринимателей до принятия части второй ГК осуществлялось в соответствии с принципом диспозитивности, допускающим возможность заключения любого договора, в том числе и прямо не предусмотренного законом, но не противоречащего общим началам и смыслу гражданского законодательства (ст. 4 ГК 1964 г.). При отсутствии в законе норм, посвященных непосредственно агентскому договору, стороны обязаны были руководствоваться требованиями закона, установленными для поручения и комиссии. Другим фактором, оказавшим влияние на появление в российском законодательстве агентского договора  явилась  активизация отношений по внешней торговле. Будучи широко представлены в экономике западных стран, агентские отношения стали получать распространение и в практике российских предприятий с участием иностранных инвестиций, а также иных предприятий, непосредственно реализующих свои товары и услуги на внешнем рынке.

          В действующем российском законодательстве агентский договор занимает самостоятельное место наряду с договорами поручения и комиссии, не совпадая ни с одним из них. Все названные договоры имеют своим предметом оказание посреднических нематериальных услуг, что их и объединяет. Отличия этих договоров обусловлены как сферой их применения, так и содержанием прав и обязанностей сторон.

       Среди договоров о посредничестве агентский договор предоставляет сторонам наиболее широкий вариант выбора способа регулирования своих отношений, возникающих при представительстве. Поэтому агентский договор находит свое применение, прежде всего в предпринимательских отношениях. В зависимости от выбранного способа регулирования отношений, по агентскому договору в ходе его исполнения , для сторон возникают совершенно разные правовые последствия. В этом смысле агентский договор является наиболее сложным, несмотря на всего лишь семь статей, посвященных агентированию и содержащихся в гл. 52 ГК.

          Агентский договор в  российском  праве преследует цель гражданско-правового  оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так одновременно и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами. Например, лицо, действующее в качестве агента, может взять на себя задачу сбыта чужих товаров, услуг имея в виду не только заключение договоров на их продажу, но и проведение рекламной кампании и других мероприятий по изучению и освоению рынка (маркетинговые услуги).

           Деятельность такого рода широко распространена в культурно-творческой сфере, где предприниматели (литературные агенты, шоумены, продюсеры и т.п.) осуществляют в интересах своих клиентов как юридические, так и фактические действия по оформлению их отношений с издателями, театрами, киностудиями и т. д., по организации и осуществлению различных театральных, концертных, гастрольных мероприятий и т.п., позволяя им сосредоточиться исключительно на творческой стороне дела. Или ,например в сфере туризма ,предметом агентского договора является предоставление услуг турагентом туроператору по заключению договоров на туристическое обслуживание от его имени и за его счет.

          С момента введения в действующий ГК РФ главы 52 (Агентирование) в 1996 году специальные исследования, посвященные агентским правоотношениям, проводились Шапошниковым В.В., Поповой Е.В. и Шаповаленко А.С.Некоторые выводы, касающиеся агентских правоотношений, можно найти также в научных трудах Егорова А.В., Карпычева М.В., Свиридова К.С. , Абраменковой И.Г. и Степанова Д.И.

       Анализируя литературу, посвященную договору агентирования, можно сделать вывод, что данная тема еще не полностью разработана и раскрыта и нуждается в дальнейшем изучении. Все вышесказанное указывает на актуальность исследования договора агентирования, как института посредничества.

Цель курсовой работы  - определение понятия, содержания и признаков агентского договора в гражданском праве России.

Задачи:

1. Рассмотреть вопросы возникновения и становления института посредничества в российском гражданском праве;

2. Проанализировать понятие агентского договора, определить стороны, дать характеристику прав и обязанностей сторон;

3. Выявить основания прекращения договора;

4. Определить  отличие агентского договора  о договоров поручения и комиссии;

5. Выявить  правовые проблемы агентского  договора.

Объектом исследования является институт посредничества.

Предметом исследования - агентский договор и его место в системе посреднических сделок в российском праве.

Источниками ,которые были использовании в курсовой работе явились нормативно-правовые акты ,учебная литература, а также труды ведущих отечественных ученых-правоведов различных  этапов развития правовой науки: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова, Б.Д. Завидова, О.С. Иоффе, В.П. Камышанского, СХА. Красавчикова, А.А. Лукьянцева, Д.И. Мейера, В.В. Меркулова, Я. Парция, А.И. Покровского, Б.И. Путинского, Ю.В. Романца, С.Ю. Рябикова, В.А. Рясенцева, А.П. Сергеева, К.И. Скловского, А.Ф. Сохновского, Е.А.Суханова, Ю.К. Толстого.  
 

Глава I. Понятие и элементы договора агентирования

§ 1. Понятие договора агентирования 

 Агентский договор – это соглашение сторон, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны(принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала  ст.1005 ГК РФ. [2, с. 275].

         В зависимости от того, что стороны определят своим соглашением, агент может действовать от своего имени  ( как комиссионер в договоре комиссии) , но за счет принципала - в этом случае агентский договор приобретает схожие черты с договором комиссии , либо от имени и за счет принципала ( как поверенный в договоре поручения) - в этом случае он приближается к договору поручения

         По своей юридической природе данный договор консенсуальный, двусторонний и возмездный.

Отнесение агентского договора к числу договоров  на оказание услуг предопределило его  консенсуальный характер - то, что он возникает с момента достижения сторонами согласия.

Консенсуальность  и возмездность агентского договора предопределяют, в свою очередь, его  двусторонность: каждая из сторон - и  оказывающая услуги, и их оплачивающая - наделяется соответственно как правами, так и обязанностями. 

§ 2. Стороны и условия агентского договора 

            Стороны в агентском договоре именуются агент и принципал. В их качестве могут выступать любые субъекты гражданского права , как физические, так и юридические лица. Кодекс не содержит на этот счет никаких ограничений. Граждане для участия в агентском договоре должны обладать дееспособностью в полном объеме. В противном случае оно не сможет совершать юридические действия, связанные с предпринимательством. Однако, поскольку агентирование чаще всего является одним из видов предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК), заключение агентских договоров не может осуществляться физическими лицами - государственными служащими и теми юридическими лицами, уставы которых исключают представительские функции или же вообще не предусматривают права осуществления предпринимательской деятельности.

Юридические лица, участвующие в договоре в  качестве агента или принципала, должны иметь достаточный для этого  объем правоспособности. В некоторых  случаях, исходя из характера поручаемых действий или сферы их реализации, лицо для осуществления функций агента по договору должно обладать специальной лицензией на право занятия соответствующей деятельностью.

            Существенным условием агентского договора является предмет. Таким образом, в агентском договоре обязательно должны быть точно и ясно прописаны юридические и иные действия агента, и условия, на которых агент обязуется выполнить указанные действия ст.1005 ГК РФ[2, с. 275].

В случае отсутствия согласованного существенного условия агентского договора о предмете, в соответствии со ст.168 ГК РФ, агентский договор признается недействительным  [2, с. 61].

        Предметом агентского договора является оказание посреднических услуг, к которым относятся как нематериальные услуги, т.е.  действия, направленные непосредственно на потребителя и не связанные с товаром в его материальной форме (в сфере здравоохранения, образования, туризма, консультационные и банковские услуги и т. д.), так и юридические (заключение  договоров , оформление  таможенных  документов  и т.п.).  и фактические действия (проведение рекламных мероприятий, маркетинговых исследований и т.п. ) .

Информация о работе Агентский договор