Адвокатская тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:02, доклад

Описание работы

Адвокатская тайна – это один из тех вопросов адвокатской деятельности, который привлекает большое внимание, по поводу которого усиленно спорят теоретики и практики в сфере адвокатской деятельности. Адвокатская тайна предстает зачастую в виде неразрешимой проблемы, вызывая оживленные диспуты, острые споры. Это один из «вечных» вопросов адвокатской деятельности, объявляемый неразрешимым.

Работа содержит 1 файл

Адвокатская тайна.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Адвокатская тайна:

     Адвокатская тайна – это один из тех вопросов адвокатской деятельности, который привлекает большое внимание, по поводу которого усиленно спорят теоретики и практики в сфере адвокатской деятельности. Адвокатская тайна предстает зачастую в виде неразрешимой проблемы, вызывая оживленные диспуты, острые споры. Это один из «вечных» вопросов адвокатской деятельности, объявляемый неразрешимым.

     Институт  адвокатской тайны восходит еще  к эпохе Римской империи. Римские  юристы предписывали председательствующим в судах, чтобы они не позволяли адвокатам принимать на себя роль свидетелей по делам, где они выступают защитниками.

     Большинство авторов высказывалось за признание  адвокатской тайны. Различались  только границы тайны, намечавшиеся отдельными авторами, по-разному обосновывалась необходимость этого института. Одни указывали, что адвокатская тайна является необходимым спутником правильно осуществляемого правосудия, другие во главу угла ставили интересы подсудимого, иные рассматривали вопрос под углом зрения защиты.

     «Чтобы  достойно выполнить то назначение, к которому призваны адвокаты», - писал  Молло, - «им прежде всего необходимо доверие клиента. Его не может  быть там, где нет уверенности  в сохранении тайны»1. А.Ф.Кони в «Нравственных началах в уголовном процессе» писал: «Слепая Фемида должна быть и глухою»2.

     Против  адвокатской тайны высказывался И. Бентам. В своем трактате «О судебных доказательствах» он ставил вопрос: «…можно  ли требовать или допускать разоблачение адвокатом таких фактов, которых  обнаружение будет вредно его клиенту, в деле уголовном или гражданском? Зачем он был бы освобожден от этой обязанности? Какой действительный вред может произойти от этого обязательства? Никакого, разве считать вредом наложение на известное лицо наказания, ему следующего. …Кто от этого пострадает? Не честный ли и невинный его клиент? Конечно, нет: не совершивши никакого преступления, не имея в виду никакого, ему не предстоит признаваться ни в обмане, ни в преступлении»3.

     Современная теория поверенного права определяет адвокатскую тайну как  разновидность профессиональной (служебной) тайны, которая обеспечивает возможность конфиденциального общения адвоката со своим клиентом. Вопрос о предмете адвокатской тайны является спорным и дискуссионным. До настоящего времени в теории права не сложилось единого мнения о том, какие сведения, ставшие известными адвокату в связи с оказанием юридической помощи являются тайными. Представители различных точек зрения считают таковыми:

     - сведения и факты, неблагоприятные  для подзащитного, свидетельствующие о виновности в совершении преступления и (или) указывающие на наличие отягчающих ответственность обстоятельств;

     - все сведения, которые стали известными  адвокату при исполнении своих  профессиональных обязанностей;

     - сведения, знание которых необходимо адвокату для осуществления защиты по делу и оказания юридической помощи.

     По  смыслу ст. 8 Федерального Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., «адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю», не зависимо от того были ли они переданы на основе секретности или нет. Закрепляя легальное определение адвокатской тайны, законодатель не достаточно четко определил его содержание. Логично будет предположить, что предмет адвокатской тайны составляют:

     1) Факт обращения клиента к адвокату  за юридической помощью и мотивы, побудившие его к такому обращению;

     2) Любые сведения, сообщенные адвокату  клиентом, его родственниками и другими лицами при обращении за юридической помощью;

     3) Сведения о личной жизни граждан,  полученные в ходе производства  следственных действий или в  процессе досудебной подготовки, почерпнутые из материалов уголовного  или гражданского дела при  ознакомлении с ним;

     4) Сведения, содержащиеся в легальной  переписке между адвокатом и  обвиняемым (представляемым), либо лицом,  обращавшимся за юридической  помощью;

     5) Материалы адвокатского производства (досье адвокатов, журналы учета  посетителей, учетно-регистрационные  карточки, ордерские книги, соглашения об оказании юридической помощи).

     О предмете адвокатской тайны можно  судить, исходя из положений Указа  Президента РФ от 6 марта 1997 г., в котором утвержден перечень сведений конфиденциального характера. К ним, в частности, относятся также и сведения, составляющие адвокатскую тайну. Согласно этому нормативно-правовому акту, содержание адвокатской тайны включает:

     - факт обращения в адвокатское образование за помощью или отсутствие такового;

     - сведения о содержании, характере, мотивах обращения;

     - сведения о преступлении, соучастниках, характере переписки обвиняемого с адвокатом;

     - любые другие сведения, полученные в ходе рассмотрения уголовного, гражданского, административного дела и из материалов дела;

     - сведения о личной жизни доверителя, почерпнутые как от него самого, так и в процессе ознакомления с документами.

     Субъект адвокатской тайны - лицо, получившее сведения от человека, обратившегося  к нему именно как к адвокату. Следует сделать оговорку, что  если в дальнейшем обладатель адвокатской тайны прекращает членство в адвокатском сообществе, это не освобождает его от обязанности хранить адвокатскую тайну. Предполагается, что юристы, не входящие в состав коллегий адвокатов, не связаны обязанностью хранить адвокатскую тайну. В то же время Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прямо гласит, что помощник адвоката и стажер адвоката обязаны хранить адвокатскую тайну.

     Адвокат должен сохранять конфиденциальность по отношению к любому доверителю, независимо от того, носят ли обращения доверителя постоянный или разовый характер. Правило конфиденциальности должно применяться безотносительно к тому факту, что другие люди могут владеть такой же информацией.

     Момент  возникновения адвокатской тайны определяется моментом обращения к адвокату за юридической помощью. Сам факт обращения, суть проблемы, содержание первичной консультации - предмет профессиональной тайны. Более того, если даже первоначально к адвокату обратились родственники доверителя, с которым впоследствии соглашение заключено не было, общее правило остается неизменным - вся информация, полученная от этого родственника, - адвокатская тайна.

     Срок  сохранения в тайне сведений, составляющих адвокатскую тайну, законом не установлен. Из этого следует, что адвокат должен хранить вверенную ему тайну не только во время ведения дела, но и после его окончания, независимо от стадии процесса, в котором участвовал адвокат, а также от мотивов, по которым поручение было прекращено. Очевидно, что адвокат должен хранить сведения, полученные им от доверителя, бессрочно. Среди юристов бытует мнение, что из данного правила возможны исключения, когда сведения, ставшие известными адвокату в связи с исполнением профессиональных обязанностей, могут быть обнародованы, если они послужат реабилитации доверителя.

     Также часть юристов допускает возможность  разглашения адвокатской тайны  при условии, если доверитель сообщает адвокату о готовящемся преступлении, которое еще можно предотвратить, например, акт терроризма. Эта точка зрения в современной теории адвокатской деятельности представляется спорной: получается, что адвокат в данном случае ставит интересы общества или другого лица превыше интересов своего доверителя. Так или иначе, к какому бы выбору адвокат ни пришел, следует предупредить подзащитного о возможных уголовно-правовых последствиях его деяния и настоять на необходимости доверителя воздержаться от уголовно наказуемого деяния или на необходимости предотвратить его.

     Дискуссионным также представляется вопрос о сведениях, которые составляют государственную тайну и ставших известными адвокату от доверителя. Согласно ст. 47 УПК РФ,  обвиняемый в рамках обеспечения своего права на защиту может представлять доказательства и защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Следовательно, если в сообщаемой в качестве доказательств информации есть сведения, составляющие государственную тайну, то обвиняемый вправе сообщить их защитнику, если это необходимо для построения линии защиты. Более того, Федеральный Закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., в частности ст. 21.1, предусматривает особый порядок допуска некоторых категорий лиц к государственной тайне. Так, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных законом. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

     Таким образом, если информация, содержащая государственную тайну, может быть использована защитой в интересах обвиняемого, то он вправе сообщить защитнику любые сведения, и это не может быть признано разглашением государственной тайны и квалифицироваться в качестве уголовно наказуемого деяния. В противном случае нарушается право на защиту обвиняемого. Защитник здесь выступает как управомоченное лицо, которому государственная тайна может быть доверена в рамках исполнения им профессиональных обязанностей.

     В качестве гарантий недопустимости разглашения адвокатской тайны законодателем установлены положения предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Они заключаются в запрете вызова и допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Во всех остальных случаях адвокат действующим законодательством рассматривается как частное лицо и если ему известны какие-либо обстоятельства имеющие значение расследования и разрешения уголовного дела, он может быть вызван для дачи показаний и быть допрошен.

     В Законе установлены также ограничения для оперативных и следственных органов на производство оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий в отношении адвоката. Они допустимы только на основании судебного решения. Эти правила должны действовать в отношении всего спектра адвокатской деятельности и не ограничены по месту и времени. Федеральным законом уточнены отдельные места, используемые адвокатом для осуществления своей деятельности, а именно, жилые и служебные помещения. Служебными помещениями, на которые распространяется защита, следует считать: а) служебные помещения адвокатских образований, используемые для осуществления адвокатской деятельности; б) иные помещения, в которых. отдельные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность, обусловленную специальными соглашениями (договорами).

     Для эффективного применения вышеизложенных положений рекомендуется обязательное хранение полученных от доверителей документов и иных письменных материалов и электронных носителей с информацией, а также записей адвоката и доверителей, относящихся к оказанию юридической помощи, в соответствующих папках, имеющих надписи: «Адвокатское производство - содержащиеся сведения составляют охраняемую законом адвокатскую тайну и не могут использоваться в качестве доказательств обвинения». Документы, предметы и иные сведения, необходимо отмечать соответствующими надписями (наклейками) и хранить в сейфах или специальных боксах, имеющих надпись: «В боксе содержатся сведения, составляющие охраняемую законом адвокатскую тайну».

     В случае нарушения вышеперечисленными органами установленных запретов законодателем  предусмотрено исключение из числа  доказательств по делу тех фактических данных, которые добыты в ходе оперативных и следственных действий. Однако подобное возможно, как указано в ч.3 ст. 8 Закона, только при условии, что такие сведения, предметы и документы входят в производство адвоката по делам его доверителей. Исключением из этого правила являются орудия преступления, а также предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Адвокатская тайна