Адвокат как представитель по гражданским делам в суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процессуального положения адвоката как представителя по гражданском делам в суде.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть историю образования и развития адвокатуры России;
- раскрыть приобретение и прекращение адвокатской деятельности;
- охарактеризовать адвокатские сообщества;
- описать понятие представительства адвоката в гражданском процессе: функции и особенности;
- проанализировать полномочия адвоката – представителя в суде первой инстанции;
- рассмотреть участие адвоката в кассационном производстве;
- раскрыть участие адвоката в производстве надзорной инстанции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История, понятие института представительства в гражданском процессе 5
1.1. История образования и развития адвокатуры России 5
1.2. Приобретение и прекращение адвокатской деятельности 11
1.3. Адвокатские сообщества 22
Глава 2. Адвокат – представитель в гражданском процессе 24
2.1. Понятие представительства адвоката в гражданском процессе: функции и особенности 24
2.2. Полномочия адвоката – представителя в суде первой инстанции 26
2.3. Участие адвоката в кассационном производстве 29
2.4. Участие адвоката в производстве надзорной инстанции 32
Заключение 35
Список источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

Адвокат как представитель по гражданским делам в суде.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т. е. всемерное укрепление законности.

В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям и проведения судебной реформы, небывалого роста преступности резко возросла потребность в квалифицированных адвокатах. Начался новый виток развития адвокатуры.

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

Адвокатура правоохранительный орган, она является системой. Адвокатура реально существует и выполняет следующие функции: оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам.

Обычно к адвокатской помощи обращаются либо с целью получения  устных консультаций по правовым вопросам, либо для составления заявлений, жалоб и других правовых документов, либо представительства в суде для ведения гражданских, арбитражных, административных дел, защиты по уголовным делам.

Следует заметить, что обращение  к помощи адвоката при ведении  гражданского дела в России до сего времени - все еще право гражданина, а не его обязанность, что и является главным отличием от большинства стран западного мира, давно покончивших с правовым упрощенчеством, где ведение подобных дел в судах производится в обязательном порядке при участии профессионала - адвоката.

Российские адвокаты ждали, что  ГПК РФ приблизит нас к мировой  практике, но увы: представлять гражданина в суде может по доверенности любое  лицо, о чем мы уже упоминали  в предыдущей главе, в том числе  и самозванный специалист.

Оплата адвокатского труда осуществляется на договорных началах с клиентом.

Целью данной работы является рассмотрение процессуального положения адвоката как представителя по гражданском  делам в суде.

В соответствии с поставленной целью  задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- рассмотреть историю образования и развития адвокатуры России;

- раскрыть приобретение и прекращение адвокатской деятельности;

- охарактеризовать адвокатские сообщества;

- описать понятие представительства адвоката в гражданском процессе: функции и особенности;

- проанализировать полномочия адвоката – представителя в суде первой инстанции;

- рассмотреть участие адвоката в кассационном производстве;

- раскрыть участие адвоката в производстве надзорной инстанции.

 

 

Глава 1. История, понятие  института представительства в  гражданском процессе

1.1. История образования и развития адвокатуры России

 

При самодержавии развитие адвокатской  деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.

Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традицинно русскими чертами.

Адвокаты подразделялись на две  группы: присяжных поверенных - корпорацию, дававших профессиональную присягу  адвокатов - и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.

В отличии от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.

Кроме случаев ведения дел по назначению суда, вознаграждение за которые  выплачивалось из общего фонда, оплата труда адвоката производилась по договоренности с клиентом. Хотя Министерство Юстиции и установило размеры оплаты услуг, они были необязательны и применялись лишь в случаях разногласий между адвокатом и клиентом.

3 марта 1890 года был принят  закон, ограничивающий допуск в адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.

Сразу после падения старого  режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.

Смена политической власти в России привела к изменению направления  развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.

Каково же было отношение большевиков  к адвокатуре? Многие выдающиеся революционеры  досконально знали тонкости адвокатской  професии, т. к. практиковала в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский да и сам Ленин были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены1.

Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда, оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может быть использована и против нового режима.

24 ноября 1917 года был принят Декрет  о суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных  расследований и практически  всю судебную систему. И если  большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину.

Издание нового Декрета N 2 о суде не привело к немедленной замене старой адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет N 2 предписывал создание при  местных советах коллегий правозащитников, но он не оговаривал того, какими они  должны быть и не обязывал местные советы исполнять его положения.

На первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в  апреле 1917 года было принято решение  об установлении для правозащитников  государственных окладов, разорвавшая  таким образом связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.

Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из адвокатской корпорации.

30 ноября 1918 года ВЦИК принял  Положение "О народном суде", которое заменило существовавшие  законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись  коллегиями с еще более неудобоваримым  названием - коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.

Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.

С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать  к участию в предварительном  следствии. Если по Декрету N 2 о суде присутствие адвоката разрешалось  на слушаниях всех уголовных дел  в народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.

29 июня 1920 года Третий всероссийский  съезд работников юстиции утвердил  план привлечения адвокатов к  трудовой повинности. Вместо коллегии  обвинителей и защитников была  введена система, в соответствии  с которой юристы, работавшие  в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации.

Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распостранению подпольной адвокатской практики.

Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года, предусматривал возрождения института защитника  в каждой губернии. Но об организации  общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губенских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.

Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить таким образом контроль за деятельностью  корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

Юридические факультеты сразу после  революции были ликвидированы. Юридическое  образование, пришедшее в упадок в период революции, было восстановлено  весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру, проходили подготовку в других, менее престижных институтах.

Юридическая пресса стала нетолько менее обстоятельной в освещении  правовых вопросов, начиная с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться ежегодные отчеты коллегии защитников.

22 декабря 1938 года, через 9 месяцев  после того, как в результате  начавшейся чистки были произведены  замены в руководстве, Наркомюст СССР выпустил директиву "О работе коллегий защитников", ознаменовавшую начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение2.

Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов о корпорации. Самостоятельность адвокатских коллективов теперь считалась "вредной" для общества и их предполагалось распустить. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы.

Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях между  адвокатурой и юрисконсультурой. Было запрещено сочетатьработу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.

Информация о работе Адвокат как представитель по гражданским делам в суде