Шпаргалка по "Семиотике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 02:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семиотика".

Работа содержит 1 файл

шпоры семиотика.docx

— 35.26 Кб (Скачать)

14. Имя как социальный знак

Мифологические  и религиозные  имена выступают как исторически и духовно значимые знаки, постоянно присутствующие в поле обществ. сознания и влияющ. на развитие чел.как личн-ти. В родовой культуре имя ребенку нередко переходило от родового предка. Через новорожденного умерший возвращался к людям.

В отн. к имени собственному сегодня в России и Беларуси сохр-ся традиция назыв. себя по имени-фамилии; делать презентацию персоны в эфире или печати по имени-фамилии; говорить в 3-ем лице об известном человеке по имени-фамилии («Владимир Путин», «Михаил Ходорковский» и др.). Имя-фамилия выступают как личностный бренд — как то, что презентирует современного человека перед другими людьми. При этом имя и отчество сохраняются в документах и в отношении к почтенным по возрасту людям.

Еще одна распростр.современная тенденция — тиражирование имени посредством визиток, Интернета (персональные сайты), адреса эл. почты. Последние тенденции связаны с выраженной глобализ. и взаимной интеграцией всех и вся в мире. Имя в веках несет заметные трансформации, но сущностная его характеристика как социального знака остается неизменной.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15.Семиотика костюма. Одежда как вид семиотической системы в концепции П.Г. Богатырева.

Целью инф.-знаковой системы костюма явл-ся передача определенной инф. от владельца одежды в окруж. среду, а сам костюм – способом установления коммуникации между кодами и источником информации, благодаря кот. формируется имидж, создается опред. мнение о носителе костюма. В разные периоды истории костюма действовали разл.семиот. системы, помогая создавать своеобразные имиджи. Народный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним из первых исследователей, обративш. внимание на маркировочную (знаковую) ф-цию одежды, был П.Г.  Богатырев, выдел.в народном и истор.костюмах практическую утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции (1971). [Научную деят-ть Б. начал как исследователь нар.обрядов и магич. действ. Также исслед.народный театр] Так.обр., стало ясно, что каждая из этих функций создает в реальном бытовании свою собственную знаковую подсистему. Позже большое значение приобрела этносемиотика, изучающая воздействие на язык искусства, в том числе и костюма. Народный костюм следует рассматривать как социокод, кот,фиксирует опред. хар-ки конкретной культуры и, вместе с тем, является посредником среди типов культур различных хронологических периодов и разных этносов. Способы ношения и соединения составн.частей одежды, варьирование эл-тов зависели от времени года, жизненных ситуаций, связанных с трудом, бытом, праздниками, обрядами, и, практически всегда, выражали локальную специфику. Способы ношения и соединения составных частей одежды, варьирование элементов зависели от времени года, жизненных ситуаций, связанных с трудом, бытом, праздниками, обрядами, и, практически всегда, выражали локальную специфику Важным моментом является при этом неизменность традиционного костюма на протяжении длительного времени, что отразилось на стабильности имиджа, создаваемого носителем народной одежды.

Одежда, как и  сам человек, сообщает инф.о возрасте, пол.и этнич.принадл-ти индивида, о месте его прож., социальном статусе, профессии и т. д.

10. Семиотика запахов

В условиях соврем.глобализац.

пр-сов можно говорить об исчезновении самобытных и неповт. запахов отдельных культур и о распр-и по всему миру общих для всех, универс. запахов, свойств.цивилизации. Запах цивилизации вытесняет, а иногда и подавляет запахи локальных культур. Повсем. торжество универс. парфюмерии, фаст-фуда, новых технологий коммуникации, облад.собств., известными всему миру запахами, постепенно приводит к тому, что запахи национальных к-р утрач.свою яркость, образность, отчетливость. Если раньше путешественник, уловив на чужбине знакомые ароматы, воспоминал о далеком отечестве, то сейчас эту ф-цию успешно выполняют для него запахи цив-ции, кот-ми пропитаны все мегаполисы мира.Пока каждая к-ра сохраняет свои особ.запахи и ароматы. Монгольская к-ра пахнет молоком, лошадьми, юртой. Нем.к-ра пахнет синтет.чистящими средствами, кислой капустой и сосисками. Для русских запах родины асс-ся с запахом степи, сырой земли, с национ.кухней (аромат пирогов и наваристого русского борща и щей)

В межкультурной  ком.запахи играют огромную роль: они могут быть как препятствием, так и благотворным фактором в общении. Когда человек попадает в инокультурную среду или общается с предст-ми др.культуры, он не просто обращает внимание на сущ-ние «чужих» запахов, кот.

пропитана др.к-ра, но оценивает и осознает их в сравнении со своими родными и привычными запахами. Запахи становятся частью семиотического поля чужой культуры.

В последние  годы усилился интерес исследователей к изучению запахов и той роли, которую они играют в социокультурной  жизни разн.к-р. По мнению К. Леви-Строса, «запахи принадлежат к природному и соц.мирам одновременно», поэтому знаки, связанные с запахами, играют опред.роль в структурировании образа мира. Каждая к-ра имеет свои специф.запахи, кот.явл-ся доминантными для носит.той/иной к-ры. В картине мира каждой к-ры означены запахи природы (растения, животные, море, горы, степи и проч.), запахи человека (естеств.и привнесенные – парфюмерные ароматы, ритуальные умащения и проч.), запахи кухни (напр,индийск.).

Отражение в языке. русские фразеологизмы не только выражают отнош.той/иной к-ры к запахам, но и через запахи хар-т личность человека, его поведение и поступки, и даже возраст и состояние здоровья. Так, напр., о неопытном, молодом человеке русский скажет: этот человек не нюхал пороху. Молодость - еще молоко на губах не обсохло.

В рус.языке часто отн-е к человеку выражается через называние запахов. Напр.: не надышаться на кого-л. – любить кого-л., на дух не переносить – не любить.

Социальные  знаки. Сущ-т запахи богатства и бедности, города и села, профес., половозрастные, маргин. и т.д. Запах дорогих сигар или сигарет, смешанный с дорогим парфюмом, явл-ся символом благосостояния человека. Запах социальных низов связан с запахом мочи, фекалий, пота, нечистой одежды, перегара.

Обознач.и символизация социокультурной ситуации может происходить через запахи. Так, напр., после освобожд.заложников «Норд-Оста» в интервью одного из бойцов спецподразд. прозвучало: «Когда мы ворвались в зал, мы почувствовали запах человеческой беды». Субъективная символизация этапов жизни и значимых событий (запах болезни и больницы –запах касторки, нашатыря и проч., запах праздника – НГ пахнет мандарин.; запах близкого человека - запах бензина ассоциируется с отцом-шофером; запах типографии, где работала мать; запах пирогов, которые пекла бабушка и проч.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19. Город как объект семиотического изучения.

Город и городское  простр-во представляют для социологов область несомненного интереса. Они настаивают на важности города как социальной и экономической общности. Город всегда может быть представл. как пространств. объект, являющийся прежде всего целостн. Текстом, сообщением на основе знаковой системы, кот. внешний

читатель склонен "читать" и, главное, "перечитывать". Пространств. формы здесь, с полным на то основанием, воспр-ся как знаки, транслирующие определенное сообщение, которая всякая

актуальная к-ра старается не только "прочитать", но и "прописать", реинтерпретировать. Прочтение "городского текста" туристом и аборигеном окажется максимально несходным с прочтением коренного жителя.

Город в базовых  социологических концепциях воспринимается исключительно как нечто целостное, конечное. "Город" в классич. социологии – нерасчленим в полноте своих  проявлений. Именно таковы,

напр., подходы М.Вебера к анализу городского пространства.

В пространстве семиотического подхода может быть разработана проблематика, так сказать, "внутреннего языка" города – речь идет об уровне своеобразной "семиотической тактики": об отдельных пространств.-символич.

кодах, находящих  активное использование в формировании городского пространства. Здесь,

например, возможно исследование точек встречи различных  историко-символических идеологий  в

архитектурных формах, исследование парковых зон  как идеологических сообщений и  пр.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Предмет семиотики. Многообразие коммуникативных процессов в природе и обществе. Место семиотики в кругу гуманитарных наук.

С. появ. в начале ХХ в. и с самого начала предст.собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.Семиотика –[греч.semeion - знак] наука, кот.изучает знаки и знак.системы. С. находит свои объекты повсюду — в языке, математике, худож.литературе, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредств.предметом явл-ся инф. система, т. е. сист., несущая инф., и элементарное ядро такой системы — знаковая система.

Последние задают опред.модели мира, кот.позволяют чел,владеющему ими, осущ.более эф.поведение. Знак.сист. упорядочивают мир вокруг нас, делают его > предсказуемым.

Задача  семиотич.подхода  – определить инвариант (мельч.стр-ру) некоего явл./вещи, и описать множественное через единичное.

Специфика семиот.подхода  такова, что он находит свои объекты повсюду. Так.обр, С.- межотраслев. дисциплина.

В основе семиотики  лежит понятие знака .Знак – нечто в реальной действительности; совокупность означающего и означаемого. Любой знак – двусторонен: форма + содержание. Чарльз Пирс (основатель семиотики) выделял типы знаков на основании соотношения формы и содержания:

1)       природные: движение солнца, следы на земле и т.д.

2)       сотворенные человеком.

а)       иконы (форма = содержанию), например: портрет, фото г. Москвы;

б)       индексы (сходство по смежности, какому-то подобию, форма не точно копирует содержание), например: дорожные знаки, карта г. Москвы;

в)       символы (между словом и предметом нет ничего общего), например, словосоч.«город Москва», точка на карте мира, обозначающая какой-либо город.

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис есть некая ситуация, включ. опред. набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А перед. лицу Б сообщение В.

Семиозис –  это динамический пр-с: наращивание, искажение, уменьшение значений.

2. Этапы развития  семиотики. Семиотика  Ч.С. Пирса

С. появ. в начале ХХ в. и с самого начала предст.собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.

Идея созд.науки о знаках возникла почти одноврем.и независимо у неск.ученых. Основат.семиотики считается америк.логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс, кот. и предложил ее название. Пирс дал опред-ние знака, первонач.класс-цию знаков, установил задачи и рамки новой науки. Идеи Пирса получили известность лишь в 30-х годах, когда их развил в своем фундамент.труде другой америк.философ – Ч.Моррис, кот., кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Неск-ко позднее швейц.лингвист Ф. де Соссюр сформулировал основы семиологии. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях как синоним семиотики.

Однако, представления  о сущности семиотике значит.разнились  у Пирса и Соссюра. Пирс представлял ее как «универс.алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической.

В СССР взаимод.два основных семиотич. центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Чарльз  Пирс определял С. как «учение о природе и основных разнов-тях знаковых процессов».

Выделял типы знаков на основании соотношения формы и содержания:

1)       природные: движение солнца, следы на земле и т.д.

2)       сотворенные человеком.

а)       иконы (форма = содержанию), например: портрет, фото г. Москвы;

б)       индексы (сходство по смежности, какому-то подобию, форма не точно копирует содержание), например: дорожные знаки, карта г. Москвы;

в)       символы (м/у словом и предм. нет ничего общего), напр., словосоч. «город Москва», точка на карте мира, обознач.какой-либо город.

Информация о работе Шпаргалка по "Семиотике"