Алхимия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:08, реферат

Описание работы

Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Содержание

Введение 3

История: алхимия и современная наука 5
Безжизненнный материал 16

Алхимическая теория 18

Цели, преследуемые алхимиками 23

Заключение 28

Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

реферат алхимия.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     У последних эта идея выражалась в  учении о превращении всех металлов, которые принадлежат к числу элементов, в золото; теперь она выразилась как учение о единстве происхождения всех элементов. Уже вскоре после Дальтона Праут выступил с гипотезой, доказывавшей, что все элементы суть только продукты уплотнения водородных атомов. Гипотеза Праута не выдержала критики фактов, но на смену ей явились другие, как, например, теория Дюма, и, наконец, появилась знаменитая периодическая система элементов Менделеева, не только объясняющая весь комплекс фактов, существующих в учении об элементах, но и предсказывающая существование новых, столь блистательно оправдываемых опытом. Гипотеза эта утверждает, что свойства элементов находятся в зависимости от их атомного веса, а если это так, то простейшим объяснением различия свойств разных элементов является предположение, что все они тождественны между собою по субстанции и различаются только по весу атомов.

     В одном вещество сконденсировано  так, что весит единицу, во втором — так, что весит две единицы, в третьем — две с половиною и т. д. Принцип единства материи снова выступает на сцену, и, может быть, мы еще дождемся прочного установления его на непоколебимом основании опыта и помянем тогда добрым словом сохранивших его нам алхимиков1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. БЕЗЖИЗНЕНННЫЙ МАТЕРИАЛ.

     Алхимическое  оперирование – это «физическое» насилие, убиение вещества: нагревание, обжиг, дробление, истирание, возгонка, растворение, перегонка. Извлечение элемента как частицы. Уничтожение целого и живого. Вскрытие вещества. Испытание на все виды деформации. Вещество молчит, потому что оно убито.

     Извлечь из каждого тела деятельные его части  посредством очистки означало добыть сокровенную квинтэссенцию, вновь  оживающую. Еще в первые века существования  алхимии Стефан Александрийский советовал освободить материю от ее качеств, отделить душу от тела, дабы достичь совершенства. Разрушь тело – обретешь сущность, удали наносное – получишь сокровенное, форму форм, лишенную каких – либо свойств, кроме идеального совершенства. Чистая сущность добывается посредством разрушения видимых форм сотворения телесности.

     Сделать алкагест, универсальный растворитель, и употребить его для уничтожения  целого. Изготовить более умеренные, но все – таки достаточно сильные  растворители: aqua fortis (крепкая водка, или азотная кислота), aqua Regis (царская водка).

     Арабский  химик Ар – Разн говорит: « начало нашего делания есть очищение». Очищение со всеми сопутствующими ему разрушительными  действиями, дабы остаток вновь ожил. Разрушение с последующим восстановлением из пепла. Жизнь через смерть. Альберт Великий настаивает: «Получение всякого магистерия есть только растворение и только сгущение».

     Элементы  – кирпичики вещества, но и результат  разложения вещества. Элемент составляющее вещества – живой орган илиживое самостоятельное тело. Но элемент как результат – мертвая частица. Арнольд из Виллановы убежден, что вещество состоит из элементов, на которые его можно разложить. С помощью теплоты лед «расплывается» в воду. Значит, лед составлен из воды. Все металлы «расплываются» в ртуть – значит, ртуть есть первичный материал всех металлов. Ртуть здесь – по преимуществу и мертвая частица, но и чувствующая первичная природа.

     Алхимик Александр Сетон Космополит понимает дело таким образом: надо, чтобы тело было растворено и что бы поры были открыты. Это предварительная подготовка для вторжения природы. То же и для вторжения алхимика. Только тогда природа может действовать.

     Операция  растворения – особо сильная  алхимическая процедура. Идут в ход  сильные минеральные кислоты, дабы растворить не только серебро, но и  золото. И только после этого –  извлечение серы и ртути, вскоре оживающих. Техника растворения и составы  растворителей представляли особые секреты алхимиков.

     Но  разрушительное оперирование лишь внешне кажется лишенным порядка и цели. Алхимические операции целенаправленны. Результат – квинтэссенция, «пятая сущность», в некотором роде архетип  – устойчивый принцип. Квинтэссенция представляет собой тело и представляет все его достоинства в самой высокой степени. Совершенное тело не может не быть живым, ибо жизнь – совершенное состояние эволюционирующего к жизни объекта. Вместе с тем оно – идеальное живое и потому как бы мертвое. Только смерть бросает тень на безжизненное совершенство.

     Огонь – действенное средство расшатывания вещественной целостности. Это и  физическое (обжиг, растрескивание), и  метафизическое средство (очищение священным  огнем). Огонь разлагает, но и соединяет. Огонь и растворяет, и сгущает. Всеразрушающий, испепеляющий алхимический огонь; всесильный инженер – преобразователь, изменяющий физический облик вещества.

     Противопоставление  сгущение – растворение Василий  Валентин, например, решает почти в  современном химическом смысле, рассматривая его как переход от инертного состояния материи к деятельному ее состоянию. От бездушного элемента – частицы к одушевленному веществу.

     Таким образом, разрушение вещества и воскрешение  вещества суть две грани алхимического  мышления. Но именно разрушение вещества «предвидит» химию как науку о составе вещества, определяющем его свойства. Вот поэтому необходим еще один сюжет: элементаризм и антиатомизм в алхимии. Или: назад к элементу – началу – вперед к элементу частицы. 

                                                          

  1. АЛХИМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ
  2. Теория четырех элементов.
 

    Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана  греческими философами, такими как  Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи . Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.    

Все последующие теории:    

Теория  серы и ртути.    

Теория  серы ртути и соли.    

и т.д. (перечислены  две основные) лишь трансформируют количество и качество элементов. В  первом случае до двух элементов во втором до трех, прибавляя по мере надобности еще и такие: квинтесенция, AZOT, и т.д.    

      Если  изобразить все теории алхимиков  геометрически, то получится театрикс Пифагора. Театрикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек. В его основании находится четыре точки на вершине одна, ну а между ними соответственно две и три. Аналогия довольно проста:    

      Четыре  точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и  влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса.

 
ОГОНЬ СУХОЙ-ГОЯЧИЙ
ВОЗДУХ ГОРЯЧИЙ-ВЛАЖНЫЙ
ВОДА  ВЛАЖНАЯ-ХОЛОДНАЯ
ЗЕМЛЯ СУХАЯ-ХОЛОДНАЯ
 

    Т.о. переход  одного элемента в другой, путем  изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации. Графическое (знаковое) изображение четырех элементов:

   

      Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:    

      Сера - бессмертный дух / то что без  остатка исчезает из материи при  обжиге.    

      Ртуть - душа / то что соединяет тело и  дух    

      Соль - тело / то материальное что остается после обжига.

   

      Две точки серно - ртутная теория. Сера и ртуть рассматриваются как  отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть  металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.    

      Одна  точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя  его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

  1. Знак и символ.
 

  Знак - изображение  несущее конкретное значение.

Пример:

 

      Символ - изображение, имеющее более широкое  значение, чем знак. Если у знака  значение определено, то символ имеет  множество зачастую противоречивых значений. Алхимические символы повторяют  форму предметов или существ (как реальных, так и вымышленных - мифических).    

      Пример - единорог.

  

      Значение  алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они  требуют к себе более серьезного отношения... 

      Основных  сложностей в понимании алхимической символики три:   

      Первая - это то, что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.   

      Второе - алхимический символ аллегоричен.   

      И третье наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Важнейшие алхимические знаки

  1. Символика алхимических веществ.
 

    Алхимики использовали в своей деятельности различные  металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ или знак. Однако надо учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и тоже вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем основным веществам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.

Первичная материя.    

      Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета когда он лишен всех своих характеристик.   

      Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной  материи по своим свойствам. В  качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества:   

      Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.   

      Это вещество уникально, бедный им владеет  в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.   

      Далее Первовещество - это не однородная субстанция оно (Первовещест) состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть. (Хотя кто его знает?.)

Информация о работе Алхимия