Алхимия в Эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

Алхимия (позднелат. alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово «Алхимия» производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia — Египет, что связывает алхимию с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества — «философского камня».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Поиски философского камня…………………………………………………...3
Арабская алхимия……………………………………………………………….7
Алхимия в Эпоху Возрождения……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………..15
Источники ……………………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Алхимия.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

     Греческая теория первоэлементов и египетская технология трансмутации встретились  в древней Александрии и были развиты арабским алхимиками (Джабир ибн Хайян, Абу Бакр Мухаммед ибн  Закария Ар-Рази и др.).

     Summa Perfectionis арабского алхимика Джабира  (1-я половина VIII века) известна как  первый дошедший до нас классический  труд по практической алхимии. В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».

     Согласно  учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь  в земле, дают серу, мокрые — ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации.

     Джабир  ибн Хайян также ввел представление  о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле - (лат. homunculus — человечек), по представлениям средневековых алхимиков, это существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке), развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

     Другой  арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью. Среди многочисленных заслуг Ар-Рази следует также отметить предложенную им классификацию веществ на три царства – минеральные, растительные и животные. Ар-Рази в своих сочинениях подробнейшим образом описывал химическую посуду, оборудование, весы и лабораторные приёмы.

     Вообще  для арабских алхимиков было характерно тщательное отношение к описанию эксперимента; весы и лабораторная техника уже к XI веку достигли высокой  степени совершенства.

     В целом именно во время арабского  этапа были созданы основные теории алхимии, разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов  – ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных  кислот. Арабская алхимия, в отличие  от александрийской, была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Важнейшей  заслугой арабских алхимиков стало  создание рациональной фармации, развившей  традиции античной медицины.

     Арабские  алхимики внесли существенный вклад  в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.

     Центром арабской алхимии стал Багдад, а  затем Академия в Кордове

     После XII века по ряду причин (как внутренних, так и внешних) арабская алхимия  начала приходить в упадок. Последним  крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (первая половина XIV в.), написавший ряд сочинений, очень полно суммирующих  труды его предшественников. Центр  научной мысли стал перемещаться в Европу. 

     В распространении алхимии на Западе большую роль сыграли экономические, военные и политические связи с Востоком; арабо-греко-египетская традиция была весьма сильна. Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (1-й начался в 1096 году). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам. В XII веке начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения – университеты: в Болонье, Монпелье, Париже . Начиная с XIII века, можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с 12 по 17 век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

     Следует отметить, что между арабской и  европейской алхимией имели место  весьма существенные отличия. Европейская  алхимия развивалась в обществе, где христианская (католическая) церковь  активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догматам, было делом  весьма небезопасным. Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой  момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако европейские властители, как  светские, так и церковные, объявив  алхимию вне закона, в то же время  покровительствовали ей, рассчитывая  на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как  и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной  только посвящённым. Этим объясняется  характерное для европейской  алхимии чрезвычайно туманное изложение  достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени  европейские сочинения по алхимии  представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

     Первым  знаменитым европейским алхимиком  стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Albertus Magnus). Труды Альберта Великого («Книга об Алхимии», «О металлах и минералах», «Алхимический свод» и пр.) сыграли важную роль в том, что натурфилософия Аристотеля стала наиболее значимой для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества. Альберт Великий высказывал даже мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.

     Современником Альберта Великого был английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), написавший, в частности, знаменитейшие трактаты «Зеркало Алхимии» и «Могущество алхимии». В трактатах даётся подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. 

     В работах Альберта Великого и Роджера  Бэкона, как и в сочинениях арабских алхимиков, доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более характерны, нежели для арабской. Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки; общее число задач было равно, естественно, семи:

     1. Приготовление Эликсира или Философского  Камня (Lapis Philosoiphorum);

     2. Создание гомункулуса;

     3. Приготовление алкагеста – универсального  растворителя;

     4. Палигенез, или восстановление  растений из пепла; 

     5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, растворяющей  золото.

     6. Извлечение квинтэссенции. 

     7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства  для излечения.

     Достижению  поставленных целей должны были послужить  двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с  определённым зодиакальным созвездием. Именно по мистическим соображениям мышьяк и сурьму алхимики отказывались признавать самостоятельными металлами, т.к. для них не хватает планет, которых, по тогдашним представлениям, всего семь; мистическая связь  алхимии и астрологии имела для  алхимиков большее значение, чем  факты. Мистицизм и закрытость европейской  алхимии породили, естественно, значительное число мошенников от алхимии.

     Тем не менее, в XIV-XV веках европейская  алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский  алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения  универсального растворителя получил  раствор нашатыря в азотной кислоте (aqua fortis), который оказался способным  растворять золото, царя металлов (отсюда и название – aqua Regis, т.е. царская  водка). Имя самого значительного  из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV веке, осталось неизвестным – он подписывал свои сочинения именем Гебера. Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную. Использование в концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о веществе.

     Алхимия в Эпоху Возрождения.

     В XIV—XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

     Наиболее  значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс первым описал цинк, ранее неизвестный. Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине. Парацельс (1493-1541) стал основоположником такого направления в алхимии, как ятрохимия (от греческого ιατροσ – врач) - учения о лечении болезней с помощью химических препаратов, сырьем для получения которых служили в основном не традиционные лекарственные травы, а минералы. Ятрохимию называли также «спагирикой», или «спагирическим искусством» (от греч. «стю» — разделяю и «агейро» — соединяю), целью которого было разделение веществ на составные части и их соединение в новые вещества. «Спагирическое искусство, — гласит врачебный трактат начала XVII в., — есть та часть химии, которая имеет своим субъектом природные тела — растительные, животные и минеральные и производит соответствующие операции с конечной целью их применения в медицине».

     В теоретическом отношении Парацельс  являлся классическим алхимиком  – он разделял древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях и  арабскую теорию трёх принципов. Парацельс  не был чужд мистике – он занимался  поисками эликсира жизни и даже утверждал, будто нашёл его; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункулуса. Анималькулисты считали, что гомункулус — маленький  человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский  организм лишь увеличивается в размерах.. Однако, подобно Авиценне, Парацельс  негативно относился к идее трансмутации металлов (не отрицая, впрочем, принципиальной возможности трансмутации). Парацельс  утверждал, что задача алхимии –  изготовление лекарств: "Химия –  один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы  делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства".

     Медицина  Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа – Ртуть, Сера и Соль – находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение  равновесия между принципами. Для  восстановления равновесия Парацельс использовал в медицинской практике многие лекарственные препараты минерального происхождения – соединения мышьяка, сурьмы, свинца, ртути и т.п. – в дополнение к традиционным растительным препаратам.

     Вследствие  резко усилившихся миграций людей, способствующих распространению инфекционных заболеваний (что усугублялось царящей  в средневековой Европе тотальной  антисанитарией), борьба с эпидемиями приобрела во времена Парацельса чрезвычайное значение. Благодаря несомненным  успехам, достигнутым Парацельсом  в медицине, его взгляды завоевали  широкое признание. К представителям ятрохимии (спагирикам, как называли себя последователи Парацельса) можно  отнести многих известных алхимиков XVI - XVII веков. Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ". Иоганн Рудольф Глаубер обнаружил сульфат натрия (глауберову соль), сочтя его философским камнем. Джамбаттиста делла Порта (1541 - 1615) изготовил оксид олова. Блез Виженер (1523 - 1596) открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют о том, что "ненаучные" исследования алхимиков пошли на пользу не только избранным адептам, но и человечеству в целом.

     Многие  открытия носили сенсационный характер. В 1602 г. сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел  камень, который был настолько  тяжел, что Касциароло заподозрил в  нем наличие золота. Пытаясь выделить золото из камня, алхимик прокалил его  с углем и селитрой и тут  же обнаружил, что охлажденный продукт  светится в темноте красноватым  светом. Известие об этом поразило алхимиков  и тяжелый шпат (сернокислый барий) стал объектом химических операций. Он получил ряд названий: солнечный  камень, болонский фосфор и т.д. В 1774 г. было установлено, что в тяжелом  шпате содержится особая «земля». Неизвестный  ранее металл получил название «барий»  от греческого слова «тяжелый». В  середине XVII столетия гамбургский алхимик  Хенниг Бранд в поисках философского камня, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что при прокаливании осадка последний светится в темноте. Это было ново и необычно! Этот фокус  Бранд показывал любителям и  получал за это плату, а потом  продал свой «секрет» гамбургскому алхимику Иоганну Крафту. Почти сто лет  существовала фосфорная спекуляция, так как способ получения держался всеми в секрете. Только в 1743 г. немецкий химик Андрей Сигизмунд Маргграф (1709-1782) нашел более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его, после чего началось изучение фосфора и его соединений.

Информация о работе Алхимия в Эпоху Возрождения