Устройство и принцип действия синхронного электрического двигателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:25, реферат

Описание работы

Синхронные машины – это машина переменного тока, у которой ротор вращается со скоростью, равной скорости вращения магнитного поля статора.
Синхронные машины, как и другие типы электрических машин, обладают свойством обратимости, т.е. они могут работать как в режиме генератора так и в режиме двигателя.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 881.04 Кб (Скачать)

 

Устройство и принцип  действия синхронного эл.двигателя.

Синхронные машины –  это машина переменного тока, у  которой ротор вращается со скоростью, равной скорости вращения магнитного поля статора.

  Синхронные машины, как и другие типы электрических  машин, обладают свойством обратимости,  т.е. они могут работать как  в режиме генератора так и в режиме двигателя.

  Конструкция синхронного  двигателя мало отличается от  конструкции синхронного генератора. На статоре синхронного двигателя  расположена трёхфазная обмотка,  питаемая трёхфазным током. Ротор  синхронного двигателя, обычно  явнополюсной, имеет обмотку возбуждения, которая получает постоянный ток от специального генератора постоянного тока возбудителя.  

Если обмотку статора  включить в сеть трехфазного тока, то внутри статора возникает вращающееся  магнитное поле. При подаче постоянного  тока в обмотку возбуждения, ротор  будет оставаться неподвижным, т.к. силы взаимодействия между полюсами вращающегося поля и полюсами ротора будут направлены поочередно то в одну, то в другую сторону. Поэтому ротор, обладающий определенной массой и инерцией, не может тронуться с места и развить необходимую скорость.

Отсутствие начального пускового момента является большим  недостатком синхронных двигателей.

 Для того, чтобы двигатель пришел во вращение нужно осуществить разгон ротора, до скорости, близкой к синхронной. Только в этом случае начнут взаимодействовать поля статора и ротора, в результате чего ротор будет вращаться со скоростью ,равной скорости поля статора, т.е. синхронно.  Для этого применяют вспомогательный разгонный асинхронный двигатель. Однако этот способ ввиду его сложности и высокой стоимости используют очень редко. Обычно применяют асинхронный пуск двигателя - снабжают ротор синхронного двигателя пусковой короткозамкнутой обмоткой типа «беличьей клетки». Т.к. во время пуска в обмотке возбуждения 1 двигателя наводится большая э.д.с. и напряжение на зажимах оказывается весьма значительным, то по соображениям безопасности она замыкается рубильником 2 на сопротивление 3.

При подаче напряжения трехфазной сети к  обмотке статора 4 возникает  вращающееся магнитное поле, которое, пересекая короткозамкнутую (пусковую) обмотку 5, заложенную в полюсных наконечниках ротора, индуктирует в ней токи. Эти токи, взаимодействуя с вращающимся  полем статора, приведут ротор во вращение. При достижении ротором  наибольшей скорости рубильник 2 переключают  так, чтобы обмотку ротора включить в сеть постоянного напряжения.

Недостатком асинхронного пуска является большой пусковой ток (в 5 – 7 раз больше номинального тока). Для уменьшения пускового  тока применяют пуск при пониженном напряжении с помощью автотрансформатора.

 



Рис.1 Схема асинхронного пуска синхронного двигателя.

 


Рис.2 Принцип действия реактивного синхронного двигателя.

 

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя.

В том случае, когда необходимо использовать два направления вращения электродвигателя, применяют реверсивный  магнитный пускатель, принципиальная схема которого изображена на рис. 2, а.

 

Рис. 2,а. Схемы включения реверсивного магнитного пускателя

 

Принцип действия схем включения  реверсивного магнитного пускателя.

Для изменения направления  вращения асинхронного электродвигателя необходимо изменить порядок чередования  фаз статорной обмотки.

В реверсивном магнитном  пускателе используют два контактора: КМ1 и КМ2. Из схемы видно, что при случайном одновременном включении обоих контакторов в цепи главного тока произойдет короткое замыкание. Для исключения этого схема снабжена блокировкой.

Если после нажатия  кнопки SB3 «Вперед» к включения контактора КМ1 нажать кнопку SB2 «Назад», то размыкающий контакт этой кнопки отключит катушку контактора КМ1, а замыкающий контакт подаст питание в катушку контактора КМ2. Произойдет реверсирование электродвигателя.

Электрическая схема цепи управления реверсивного пускателя  с блокировкой на вспомогательных  размыкающих контактах изображена на рис. 2, б.

В этой схеме включение одного из контакторов, например КМ1, приводит к размыканию цепи питания катушки другого контактора КМ2. Для реверса необходимо предварительно нажать кнопку SB1 «Стоп» и отключить контактор КМ1. Для надежной работы схемы необходимо, чтобы главные контакты контактора КМ1 разомкнулись раньше, чем произойдет замыкание размыкающих вспомогательных контактов в цепи контактора КМ2. Это достигается соответствующей регулировкой положения вспомогательных контактов по ходу якоря. В серийных магнитных пускателях часто применяют двойную блокировку по приведенным выше принципам. Кроме того, реверсивные магнитные пускатели могут иметь механическую блокировку с перекидным рычагом, препятствующим одновременному срабатыванию электромагнитов контакторов. В этом случае оба контактора должны быть установлены на общем основании.

 

Схема реверсивного пускателя.

 

 

 

Трансформатор тока и трансформатор напряжения.

Измерительные трансформаторы. Они служат для расширения пределов измерения приборов в цепях переменного тока, а также для электрического разделения измерительных цепей от цепей высокого напряжения. Различают трансформаторы тока и напряжения.

 Трансформаторы напряжения. Это обычные трансформаторы небольшой мощности, в которых на первичную обмотку подают измеряемое напряжение, а во вторичную - - включают вольтметр и катушки напряжения ваттметров, счетчиков и др. Сопротивление этих приборов высокое, поэтому трансформаторы напряжения работают в режиме, близком к холостому ходу.

 

Рис.3 Схемы включения измерительных трансформаторов

Номинальное напряжение первичной  обмотки соответствует одному из напряжений стандартного ряда (6, 10 кВ и  т.д.); номинальное вторичное напряжение — 100 В.

Трансформаторы  тока. Первичная обмотка этих трансформаторов, состоящая из одного или нескольких витков, включается в цепь измеряемого тока, а во вторичную обмотку включают соединенные последовательно амперметр и токовые катушки ваттметра, счетчика и другие, имеющие весьма малое сопротивление. Поэтому трансформатор тока работает в режиме, близком к режиму к.з.Запрещается размыкать вторичную обмотку работающего трансформатора тока, а также устанавливать в ней предохранители! При разрыве ее цепи магнитная индукция в магнитопроводе резко возрастает, что приводит к чрезмерному нагреву его, а также к значительному повышению напряжения на вторичной обмотке, представляющему опасность для обслуживающего персонала и изоляции.

Трансформаторы тока выпускаются  на номинальные первичные токи от 5 до 15000 А. Номинальный вторичный ток 5 А.Один из выводов вторичной обмотки, а также магнитопровод и кожух трансформаторов тока и напряжения заземляются для безопасности обслуживающего персонала на случай пробоя изоляции первичной обмотки.

Коэффициент абсорбции.

Сопротивление изоляции (Rиз)- это параллельное подключение внутреннего сопротивления, зависящего от материала изоляции, и поверхностного сопротивления, зависящего от чистоты поверхности. Наличие внутренних и внешних дефектов (повреждения электрические, механические и термические, химическая агрессия, увлажнение, поверхностное загрязнение) снижает сопротивление. Измерения выполняются постоянным током для того, чтобы минимизировать влияние емкости на результат измерения. Сопротивление изоляции (Rиз ) определяется по формуле:  Rиз = Uпр/Iут .

Где Iут — ток утечки, проходящий через изоляцию, при приложении к ней выпрямленного напряжения Uпр. Определяемое сопротивление изоляции зависит от времени с момента приложения напряжения. Важным показателем состояния изоляции является коэффициент абсорбции (Кабс), который определяет увлажнение изоляции.

 Коэффициент абсорбции — это отношение Rиз, измеренного мегомметром через 60 секунд с момента приложения напряжения, к Rиз, измеренного через 15 секунд после начала приложения испытательного напряжения от мегомметра:    Кабс = R60/R15

Если изоляция сухая, то коэффициент  абсорбции значительно превышает  единицу, в то время как у влажной  изоляции коэффициент абсорбции  близок к единице. Основным показателем  состояния изоляции является коэффициент  поляризации (Кпол), который определяет степень старения изоляции. Коэффициент поляризации — это отношение Rиз, измеренного мегомметром через некоторый отрезок времени, к Rиз, измеренного через 60 секунд после начала приложения испытательного напряжения от мегомметра. Кпол = R61…600/R60

Защитное заземление.

  Защитное заземление  – преднамеренное электрическое  соединение с землей или ее  эквивалентом металлических нетоковедущих  частей, которые могут оказаться  под напряжением вследствие замыкания  на корпус и по другим причинам (индуктивное влияние соседних  токоведущих частей, вынос потенциала, разряд молнии и т. п.).

 Назначение защитного заземления — устранение опасности поражения током в случае прикосновения к корпусу электроустановки и другим нетоковедущим металлическим частям, оказавшимся под напряжением вследствие замыкания на корпус и по другим причинам. Защитное заземление применяют в трехфазных сетях с изолированной нейтралью.


Зануление.

Зануление - это преднамеренное электрическое соединение открытых проводящих частей электроустановок с глухозаземленной нейтральной точкой генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока, с глухозаземленным выводом источника однофазного тока, с заземленной точкой источника в сетях постоянного тока, выполняемое в целях электробезопасности. Зануление применяют в трехфазных четырехпроводных сетях с глухозаземленной нейтралью.

Сушка электродвигателя.

Все    новые    электродвигателя,    а    также    электродвигатели,    у    которых сопротивление изоляции не удовлетворяет требованиям, перед пуском должны быть подвергнуты сушке. Это необходимо производить в том случае, если сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу, а также и между изолированными друг от    друга    обмотками    окажется    удовлетворительным,    так    как    измерением сопротивления корпусной изоляции нельзя определить сопротивление изоляции. Может оказаться,  что обмотки,  имеющие большое  сопротивление изоляции по отношению к корпусу и друг к другу, между отдельными элементами внутри (между витками)      будут   сырыми.   Включение   этих   двигателей   без   предварительной просушки в ряде случаев ведет к аварии. Электродвигатели, обмотки которых имеют сопротивление изоляции ниже 0,1 Мом, не рекомендуется сушить током ввиду возможности пробоя изоляции на корпус. По усмотрению заказчика новые двигатели после просушки изоляции обмотки статора могут быть подвергнуты поверочному испытанию на электрическую прочность изоляции от корпуса напряжением 0,75 (2UHOM+1000) в течение одной минуты (обычно такое испытание проводится, если возникают сомнения, что при перевозке двигателя  или хранении двигателя  произошло  повреждение  обмотки статора).  

1.Подготовка электродвигателя к сушке.

До начала сушки  машинное помещение должно быть очищено  от мусора, пыли и грязи. Электродвигатель следует тщательно осмотреть, вычистить и продуть сухим, незагрязненным сжатым воздухом (давлением не более 2 кгс/см). Загрязненные доступные поверхности электродвигателя очистить.

2. Заземление  электродвигателя.

При сушке током корпус электродвигателя должен быть надёжно  заземлен.

3. Вентиляция  во время сушки.

Вентиляция ускоряет процесс сушки, поэтому электродвигатель во время сушки должен по возможности вращаться. При этом следует иметь в виду, что при сильной вентиляции электродвигатель не может нагреваться до необходимой температуры. В     целях     ускорения     сушки     рекомендуется     понижать     число     оборотов электродвигателя,    а   у    электродвигателя    с    принудительной    вентиляцией регулировать количество охлаждающего воздуха.

4. Измерение температуры.

Во время сушки  в нескольких местах на обмотке и  железе, а также в струе выходящего горячего воздуха должны быть поставлены термометры. Шарики термометров, которые устанавливаются на обмотке и железе, нужно обернуть

станиолю, а сверху покрыть  ватой или войлоком. Необходимо следить  за тем, чтобы вата не попадала между шариками термометра и местом  замера.  Термометры должны  быть  надёжно  укреплены,  положение  их  во  время  сушки  не должно меняться.

5.Максимальная допустимая температура.

Во время сушки  железа или обмотки температура  не должна превышать 80 °С по термометру и 100 °С при измерении по методу сопротивления. Метод сопротивления     состоит     в     определении     температуры     обмоток электродвигателя по увеличению их омического сопротивления и даёт среднее значение температуры меди обмоток. При измерении температуры по методу сопротивления превышение температуры медных обмоток в °С над температурой охлаждающей среды вычисляется по следующей формуле:

 

                                     Rгор - Rхол

                            Т =                             (235+Тхол)+Тхол - Тср


                                         Rхол 

где Rгop- сопротивление нагретой обмотки;

Rхол.- сопротивление холодной обмотки;

Тхол- температура холодной обмотки;

Тср- температура окружающей среды;

Т- превышение температуры над окружающей.

Температура нагрева  обмоток получается как сумма  температур Т и Тср_ Сопротивление можно определить методом амперметра и вольтметра, питая обмотки    постоянным    током    низкого    напряжения,     или     соответствующим измерительным мостиком, или омметром.

Информация о работе Устройство и принцип действия синхронного электрического двигателя