Русская язык и культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Содержание

Публицистический стиль как разновидность русского литературного языка. Особенности и область функционирования.
Устная деловая речь. Деловая беседа. Выражение просьбы, требования, приказа: совета, рекомендации.
Искусство общения как особый вид искусства.
Речевое поведение политика в современном демократическом обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Русский язык.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

         Важнейшей чертой устной речи является ее спонтанность, неподготовленность. В устной спонтанной речи момент продуцирования (создания) речи совпадает с моментом обдумывания и с моментом произнесения. Иными словами, мы обдумываем "что сказать" и "как сказать" в самом процессе говорения. При этом сознание настолько занято этой напряженной работой, что особенности спонтанной речи не фиксирует. То есть, мы сами часто не знаем, как мы говорим.

  Второй  важнейшей чертой устной речи, отличающей ее от письменной, является непосредственность общения. Письменная деловая речь представляет собой опосредованное общение, т.е. происходящее посредством письменного текста (письма, договора, распорядительного документа…). При этом общающиеся лишены возможности переспросить, уточнить что-либо, видеть реакцию собеседника. (Это не касается электронных СМИ.) При непосредственном общении говорящий не просто видит реакцию собеседника, но и учитывает ее. Проводниками информации становятся паралингвистические* средства: жесты, мимика, интонация, тон и темп речи.

  10

  В устной речи мы используем клишированные словосочетания, но не говорим клишированными фразами делового стиля. Совершенно неадекватным будет использование в устной деловой речи фраз типа:

  Стороны освобождаются от ответственности, если сторона, для которой возникли препятствия подобного рода, обязана уведомить другую сторону не позднее, чем за десять дней, о начале и об окончании вышеуказанного препятствия.

  Или: Во исполнение достигнутой договоренности о расширении рынка сбыта лакокрасочной продукции нашего предприятия было принято решение об открытии двух специализированных магазинов, в которых будет в полном объеме представлен ассортимент лакокрасочной продукции и сопутствующих товаров. 

  Они создают соответствующую стилистическую окраску, совершенно не свойственную устной, особенно диалогической, речи.

  Устная  речь имеет свой арсенал устойчивых выражений и прецедентных текстов*, которые ассоциируются с устностью, разговорностью: скорее всего, короче говоря, в двух словах, сводить концы с концами, остаться при своих интересах, ударить по рукам, пустить на самотек, завязать отношения, пустить пыль в глаза и т.п.

  Помимо  приведенных выше выражений и  фразеологизмов, в устной деловой речи используется большое количество профессиональных идиом: расписать сумму, разнести по ведомостям, поднять отчетность, снять с баланса, наработать связи, выйти на потребителя, запустить в работу и т.п. 

  11

  Использование этих выражений создает, в свою очередь, особое стилистическое своеобразие устной деловой речи.

  Устную  персонально адресованную речь нельзя выстроить заранее, подготовить даже в виде отдельных реплик, так как последние строятся с учетом многочисленных факторов общения: степени осведомленности собеседника, его настроения, наличия или отсутствия обсуждаемого предмета (например, текста договора), временного фактора и т.п. Поэтому этап подготовки к деловым переговорам, встречам предполагает тщательное изучение проблемы, анализ характеристик партнеров по переговорам, подготовку таблиц, графиков, экспертных заключений, конспектов, но не речевых партий. Заготовить речевые партии не представляется возможным, поскольку невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе ведения переговоров, и все реакции собеседника.

      Среди жанров устной деловой  речи можно выделить следующие:  деловая беседа, служебный телефонный  разговор, устный отчет о работе; интервью, например собеседование  с новым сотрудником; дискуссионное выступление на совещании, доклад на конференции, публичная юбилейная речь и другие.

Рассмотрим  один из жанров устной деловой речи – деловую беседу.

Деловая беседа - это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно её участники должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых

характеристик друг друга, то есть общение носит  во многом межличностный характер и  предполагает разнообразные способы  речевого и неречевого воздействия  друг на друга. 

12

К числу  целей, требующих проведение деловой беседы, можно отнести, во--первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определённое влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений или высказываний сотрудников.

Проведение  беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов: подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.

Подготовительный  этап. В период подготовки к предстоящей  беседе необходимо продумать вопросы  её целесообразности, условия и время  её проведения, подготовить необходимые  материалы и документы.

Готовясь  к предстоящей беседе, важно избежать двух крайностей: с одной стороны, излишней уверенности в своём  умении провести эффективный разговор, а с другой - своеобразной перестраховки, стремления пунктуально продумать  все этапы будущей встречи. В первом случае инициатива может перейти к партнёру, во втором - малейшее отклонение от плана может привести к растерянности и неуверенности.

Начало  беседы. Задачи, которые решаются в  начале беседы, связаны прежде всего  с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору. Перечислим ряд методов, использование которых эффективно в начале беседы:

  • метод снятия напряжённости: использование тёплых слов, комплиментов, шутки для установления контакта с собеседником;

    13

  • метод "зацепки": использование какого-либо события, личного впечатления или необычного вопроса, позволяющих образно представить суть проблемы, обсуждению которой должна быть посвящена беседа;
  • метод стимулирования игры воображения: постановка в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны рассматриваться в ходе беседы;
  • метод "прямого подхода": непосредственный переход к делу - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа, и быстрый переход к конкретному вопросу.

Основная  часть беседы нацелена на сбор и  оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей  собеседника; передачу запланированной  информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.

Конструктивно-критической  атмосфере деловой беседы противоречат:

  • бестактное обрывание на полуслове;
  • неоправданное лишение собеседника права высказать своё мнение;
  • навязывание мнения ведущего беседу;
  • игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;
  • грубая реакция на высказывание партнёрами противоположных точек зрения;
  • подтасовка фактов;
  • необоснованные подозрения, голословные утверждения, окрики за критику;
  • давление на собеседника голосом, манерами.

14

Заключительная  часть беседы служит своеобразной общей  её оценкой. Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей. Задачами этого этапа являются: достижение основной или запасной цели; обеспечение благоприятной атмосферы  в конце беседы; стимулирование собеседника к выполнению намеченной деятельности; поддержание в случае необходимости дальнейшего контакта с собеседником.

Важно отделить завершение беседы от других её фаз; для этого используются выражения  типа "Давайте подведём итоги" или "Мы подошли к концу нашей беседы".

    ВИДЫ  ПОБУЖДЕНИЯ

    Просьба – это побуждение к действию в уважительной, вежливой форме. Просьба может выражаться как в устной, так и письменной форме. Как правило, просьба выражается предложением-вопросом с последующей благодарностью. Вежливая форма просьбы выражается голосом, интонацией. Просьба начинается словами: «Будьте любезны …», «Не могли бы Вы…» и т. д.

   Приказ – это форма побуждения, выражающаяся в устном или письменном распоряжении, требующая беспрекословного выполнения.

    Приказ в письменной форме  содержит две части: в первой  указывается цель (причина) издания  приказа, во второй – обоснование  распоряжения руководителя. В правом  верхнем углу или посередине  пишется слово  ПРИКАЗЫВАЮ

В устной форме приказ строится в повелительном наклонении. Отдающий приказ должен голосом выражать твердость и жесткость.

 15     

Совет – вид побуждения, отличающийся ненавязчивостью, имеющий скорее совещательную, чем назидательную форму повествования, отличается мягкостью интонации. Начинается предложение-совет с местоимения «Я» или «Мы» и является повествовательным.

   Частный вид совета – рекомендация может иметь официальный и частный характер. Как правило, это благоприятный отзыв о чем-либо или ком-либо.

    Рекомендация – письменный или устный положительный отзыв или указание. Данный документ начинается словом: РЕКОМЕНДУЮ и ведется по пунктам. Рекомендации бывают двух видов: от вышестоящих к нижестоящим и наоборот. Подписывается дающим лицом.

Требование  – вид побуждения, который означает нужду в чем-то, надобность, желание, хотение, например требую искать настоятельно ; дом требует починок; ребенок требует присмотра; не требую наставлений его, а требую помощи! не прошу я милости, а требую правды. с него требуют долг, а за неплатеж потребовали в суд.

3. Искусство общения как особый вид искусства  

  Общение - это искусство, которым мы либо владеем, либо не владеем, либо владеем не в полной мере. И от того, насколько мы искусны в общении, насколько умеем или не умеем строить свои отношения с людьми, насколько мы внимательны к людям, зависит очень многое в жизни каждого из нас.

   В общении человек должен быть абсолютно правдивым перед людьми и перед самим собой. Это первый и основной ключ к искусству общения.

   Случается видеть человека, который разговаривает с людьми так, будто стоит на театральной сцене. Он начинает говорить с какими-то искусственными интонациями, подбирать искусственные слова, идущие не

16

от сердца. Многие из нас оказываются в ситуациях, когда приходится говорить, что называется, с кафедры. Но очень важно, чтобы наличие большой аудитории не заставляло нас актерствовать. Будьте всегда и везде самими собой - это первый и ключевой момент.

Второй  момент. Общение предполагает способность  собеседников слышать друг друга. Мы часто общаемся с людьми лишь потому, что нам нужно выговориться, и тогда диалог превращается в монолог. Более того, мы нередко общаемся с людьми как бы и не ожидая от них ответа: нам кажется, что самое важное - успеть высказаться самим. Такие люди встречаются с вами только для того, чтобы вам что-то рассказать, но не для того, чтобы услышать ваш ответ. Они настолько переполнены своими собственными чувствами, эмоциями, мыслями, переживаниями, что говорят только с самими собой, подобно глухарям, которые, токуя, не слышат, что происходит вокруг. Даже если вы скажете что-нибудь таким людям, они часто слышат совсем не то, что вы имели ввиду, так как не способны воспринять ничего, кроме самих себя.

Третий  момент. Когда мы общаемся с человеком, надеясь получить от него ответ на наши вопрошания или реакцию на сказанное нами, мы должны быть готовы к тому, что услышим от него не то, что хотели бы услышать. Нужно уметь воспринимать позицию собеседника, относиться к ней с максимальным вниманием. Общаясь с людьми, нужно помнить, что каждый человек - существо свободное, он имеет право на свои мысли, чувства, взгляды, на свою жизненную позицию. Вступая в общение с человеком, мы не должны стремиться во что бы то ни стало склонить его к нашему видению и пониманию. У каждого человека есть свой собственный жизненный опыт, своя жизненная позиция, которые нужно уважать.  

Информация о работе Русская язык и культура речи