Сущность и характеристика раздела бизнес-плана «Финансовый план»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:38, контрольная работа

Описание работы

Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план. Разрабатывается он, как правило, на 3 – 5 лет (с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды) и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

Содержание

1. Сущность и характеристика раздела бизнес-плана «Финансовый план»……………………………………………………………………………. 3

Работа содержит 1 файл

Бизнеспланирование.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

1. Сущность  и характеристика раздела бизнес-плана  «Финансовый план»……………………………………………………………………………. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и характеристика раздела бизнес-плана  «Финансовый план».

Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план. Разрабатывается он, как правило, на 3 – 5 лет (с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды) и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

 Важнейшей частью  бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предприятий, так и для инвесторов и кредиторов, так как они должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы, в свою очередь, должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, какова их отдача, каковы прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата.

Раздел бизнес-плана является финансовый план предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана. Составление этого раздела один из самых ответственных моментов. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта.

При разработке финансового плана учитываются характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация проекта:

  • налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);
  • изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;
  • инфляционная характеристика среды;
  • дата начала и время реализации проекта;
  • горизонт расчета проекта.

В финансовом плане бизнес-плана рассматриваются потенциал проекта и график его финансирования; он может также служить оперативным планом для финансового управления проектом. В обоснование финансового плана должны быть подготовлены сроком на 3 – 5 лет три базисных прогноза:

  • прогноз прибыли и убытков;
  • проект распределения денежных потоков;
  • проекты бухгалтерского баланса на начало и конец работ каждого года.

Кроме того, подготавливается проект специального счёта капитальных  вложений.

Финансовый план бизнес-плана  включает ряд разрабатываемых документов:

  • прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);
  • план доходов и расходов;
  • план денежных поступлений и выплат;
  • баланс активов и пассивов;
  • план по источникам и использованию средств;
  • расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).

Прогнозный  расчет объема реализации – разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д.

Репрезентативность социологических  материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции (услуг) – составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей.

План  доходов и расходов – включает в себя следующие показатели:

  • доходы от реализации продукции (услуг);
  • себестоимость реализованной продукции;
  • прибыль от реализации;
  • общехозяйственные расходы (торговые издержки, представительские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата административно-управленческого персонала, коммунальные расходы, страховка и др.);
  • прибыль до уплаты налогов;
  • налоги;
  • прибыль после уплаты налогов.

Разработка этого документа  дает возможность выявить такие  важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска  продукции, ее рентабельность, уровень  производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

План  денежных поступлений и выплат (план движения денежных средств). Главная цель этого плана – оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств.

В соответствии с этой целью план содержит следующие показатели:

  • наличные деньги (на начало месяца);
  • поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления);
  • итого поступления наличности;
  • общая сумма имеющейся наличности;
  • денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.);
  • прирост или недостаток денежной наличности на конец месяца.

План доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет; при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.

Практика свидетельствует, что опытные предприниматели  при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных  вариантов развития событий и  делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств.

Баланс  активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов н пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме:

Активы:

  • текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.);
  • фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).

Пассивы и  собственный капитал предприятия:

  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам).

Собственный капитал предприятия (активы – пассивы).

Итого пассивов и собственного капитала предприятия.

План  по источникам и использованию средств. Должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.

План по источникам и  использованию средств включает следующие показатели:

  • средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосрочные, краткосрочные); чистая прибыль; амортизация; прочие собственные средства;
  • использование средств, в том числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.;
  • прирост оборотного капитала.

Расчет  точки безубыточности (достижения самоокупаемости). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции (услуги), необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств. Другими словами, необходимо определить точку безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности (самоокупаемости) – это такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.

Точка самоокупаемости  рассчитывается по следующей формуле:

где:

  • К – количество произведенной продукции, товаров, услуг, при котором     достигается безубыточность производства;
  • Зпост – сумма постоянных затрат, необходимых для производства продукции (товаров, услуг);
  • Ц – цена за единицу продукции (услуг);
  • Ипер – сумма переменных издержек, необходимых для изготовления единицы продукции, оказания единицы услуг.

Объем производства, обеспечивающий безубыточность продукции, рассчитывается на основе данных, прогнозируемых в соответствующих разделах бизнес-плана. Если намечается производство не одного, а нескольких видов продукции (услуг), то совокупный объем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитывать но следующей формуле:

где

  • П - объем производства продукции;
  • Зпост - сумма постоянных затрат;
  • Ц1 - цена за единицу каждого вида продукции;
  • Ипер - переменные издержки единицы продукции каждого вида;
  • К1 - доля выручки от реализации каждого вида продукции в общей выручке от реализации всей производимой предприятием продукции (в долях единицы).

В заключительной части  финансового раздела бизнес-плана  излагается стратегия финансового  обеспечения проекта, намечаемого  к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы:

  • размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия;
  • источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.);
  • срок окупаемости средств, вложенных инвесторами.

Основным разработчиком  финансового плана бизнес-плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер предприятия.

Таким образом, раздел бизнес-плана, посвященный финансовому планированию, во-первых, помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и обосновать реальность достижения его целей в будущем, во-вторых, может быть использован, как эффективный инструмент самоорганизации и контроля. Ключевыми составляющими любого успешно работающего предприятия являются стратегия его развития и контроль. Стратегия определяет, что собой представляет предприятие в настоящем, как оно будет функционировать и развиваться в будущем. С помощью контроля определяется соответствие полученных результатов целям, определенным стратегическим планированием.

 

Список использованной литературы

  1. Байкалова А.И.. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - Томск, 2004.
  2. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий). Москва.: КноРус, 2008.
  3. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя. – М.: КноРус, 2005.
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2007.
  5. Попов В.М., Медведев, Ляпунов С.И., Муртазалиева С.Ю. Бизнес-план инвестиционного проекта. – М.: КноРус, 2008.

Информация о работе Сущность и характеристика раздела бизнес-плана «Финансовый план»