Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – отразить необходимость экономической политики государства в переходный период.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Охарактеризовать роль государства в переходной экономике.
2. Описать современные методы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Роль государства в переходной экономике
2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ
2.1 Современная система планирования и прогнозирования в Республике Беларусь
2.2 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь и особенности экономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Rehcfx.docx

— 57.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  

ВВЕДЕНИЕ 

1. Роль государства  в переходной экономике 

2. Система планирования  и прогнозирования национальной  экономики РБ. Экономическая роль  государства в РБ 

2.1 Современная система  планирования и прогнозирования  в Республике Беларусь 

2.2 Основные положения  экономической политики РБ в  переходный период 

2.3 Влияние мирового  финансово-экономического кризиса  на экономику Республики Беларусь  и особенности экономической  политики 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  
 

ВВЕДЕНИЕ 

  

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или  нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики. 

Теоретически понятие  государственной экономической  политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому термины "государственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика" в наше время идентичны . 

Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем , трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. 

Цель данной курсовой работы – отразить необходимость  экономической политики государства  в переходный период. 

Задачи, которые следует  выполнить: 

1.  Охарактеризовать  роль государства в переходной  экономике. 

2.  Описать современные  методы планирования и прогнозирования  в Республике Беларусь. 

3.  Отразить сущность  экономической политики Республики  Беларусь. 
 

1.  Роль государства  в переходной экономике 

Необходимость вмешательства  государства в экономику переходного  периода (в частности, в Беларуси), обусловлена следующими причинами. Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Поэтому необходимо формирование новой системы государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти. В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся по наследству от КАС. В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании. В-пятых, рыночная экономика требует длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-шестых, государство само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не могут быть осуществлены без его активного участия. В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др. 
 

Таким образом, основная проблема переходной экономики —  это не вопрос о необходимости  вмешательства государства, а определение  границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в  экономике. 

В переходной экономике  роль государства принципиально  отличается от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры  государственного сектора, отвергает  всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной  экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его  регулирующие возможности еще низки. Поэтому, с одной стороны, степень  государственного вмешательства в  экономику здесь меньше, чем в  КАС. Но с другой стороны, она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономике. [2, c. 392] 

Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает  одновременно инициатором и субъектом  экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена  методов поддержки малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство  в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике  выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах. 

Государство влияет на экономику через механизм регулирования  — систему организации целенаправленного  воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает: 

1) цели государственного  регулирования (стратегические и  текущие); 

2)методы регулирования  (административные, правовые, организационно-экономические,  бюджетно-финансовые, кредит-но-банковские, налоговые, ценовые); 

3)формы реализации (индикативное планирование, специальные  программы развития отдельных  отраслей, программы-прогнозы); 

4)субъекты регулирования  (банки, предприятия, домашние  хозяйства); 

5)объекты регулирования  (сферы воспроизводства, производственные  и хозяйственные непроизводственные  отношения и др.). 

С одной стороны, государство в трансформационной  экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической  системе. Так, оно осуществляет производство общественных благ; защищает общество от "внешних эффектов" (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь); сглаживает неравенство в доходах; занимается стабилизацией экономики  и поддержанием экономического роста. 

С другой стороны, одной  из основных функций государства  в переходной экономике становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается белорусским  государством впервые. В странах  с развитой рыночной экономикой реализация данной цели происходила путем эволюционного  совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. В постсоциалистических государствах этот процесс идет параллельно  с разрушением К АС. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики. 

Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные  методы регулирования. На первоначальном этапе преобладают первые, что  обусловлено следующими причинами. Во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще в полной мере не создана. В-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только прямым воздействием государства. 

Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Уходят в прошлое  директивные плановые задания, заменяясь  государственными заказами. Отсутствует  централизованное прикрепление к предприятию  поставщиков ресурсов и комплектующих, как и гарантированный сбыт продукции. Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос и ищут покупателей  и партнеров по изготовлению своей  продукции. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности  переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, одновременно постигая искусство выживания  в рыночной экономике. 

В переходной экономике  можно выделить три основных направления  деятельности государства. 

Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: формирование частной собственности, правового государства, обеспечение  свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики. 

Во-вторых, переориентация самой государственной структуры  управления на принципы демократии и  удовлетворения потребностей рыночного  хозяйства. Она требует коренного  преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов  управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего механизма  управления не обеспечит автоматического  рождения новой его системы, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет  к полной потере управляемости хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет  относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический  кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических  началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы  отраслевых министерств к органам  функционального управления. 

В-третьих, переход  к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки  и экономического роста; остановка  инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка  в обществе, в котором усиливается  социальное расслоение и может появиться  социальная напряженность. 

Еще одним важнейшим  направлением деятельности государства  является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как  социально-экономическое развитие, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются  масштабы страны, ее геополитическое  положение, сохранение экономической  безопасности, экономическая эффективность  национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать  национальным интересам страны. 

К национальным интересам  следует отнести, прежде всего, задачи, решение которых обеспечивает самосохранение нации, ее выживание: охрана окружающей среды, защита от внешней экспансии, поддержание стабильного уровня жизни, сохранение численности и  здоровья населения, интеллектуального  потенциала и трудовых навыков народа. Это широкий круг проблем —  от умножения интеллектуального  потенциала страны до сбережения собственных  природных ресурсов для будущих  поколений граждан. В зависимости  от периода развития такие задачи конкретизируются в определенные цели экономической политики. Последние  должны быть взаимоувязаны как между  собой, так и с необходимыми для  них ресурсами, а также выбором  форм и методов использования  этих ресурсов для получения максимального  эффекта при существующих ограничениях. 

Особое внимание в переходный период государство  должно уделить выработке экономической  политики, стратегии и тактики  реформирования экономики, т.е. направлений  воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого  развития общества. 

Основные положения  действующей политики государства  по выработке стратегии и тактики  реформирования отражены в важнейших  государственных социально-экономических  документах: Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь до 2015 года; Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. В них зафиксированы направления  и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально-экономического развития, которая определена как  социально-ориентированная рыночная экономика. Кроме того, разработан целый  ряд отраслевых программ: Национальная программа развития экспорта на 2000—2005 годы; Программа развития промышленного  комплекса Республики Беларусь до 2015 года; Программа возрождения и  развития села до 2010 года и др. 

Информация о работе Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ