Риски проектов частно-государственного партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:16, реферат

Описание работы

Проблемы рисков в сотрудничестве государства и бизнеса, в частности при реализации проектов частно-государственного партнерства (ЧГП) пока еще недостаточно исследованы в отечественной научной сфере. Необходимо сказать, что даже в условиях финансово-экономического кризиса сотрудничество государства и бизнеса является перспективным инструментом общественно-экономического развития.

Работа содержит 1 файл

проблемы.курсач.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

    При этом каждый проект оценивается с  точки зрения наличия и степени  каждого из представленных пяти рисков, отметим так же, что данный подход используется компанией и при  анализе рисков российских проектов, хотя в российских условиях возможность  получения дополнительных гарантий (пункт № 5) вызывает серьезные сомнения. Следовательно, прямой перенос международного опыта может привести к почти стопроцентному снижению кредитных рейтингов российских проектов частно-государственного партнерства, что естественно негативно скажется на возможностях привлечения дополнительного финансирования и повысит стоимость проектов.

    Таким образом, необходимо формирование особого  подхода по оценке рисков проектов частно-государственного партнерства. Предлагаемая модель строится исходя из принципа системности рисков и  предполагает, что реализация подобных проектов в той или иной мере подвержена трем основным типам рисков: проектным рискам, систематическим рискам и форс-мажорным рискам. Модель представлена на рис. 1.

    Под проектными рисками предлагается понимать всю совокупность рисков присущих рассматриваемому конкретному проекту. Оценку проектных рисков предлагается проводить из следующих этапов:

  1. оценка технологических рисков и рисков строительства;
  2. анализ конкурентной позиции проекта;
  3. определение рисков, которые контрагенты, такие как поставщики и заказчики, привносят в проект;
  4. оценка правовой структуры проекта;
  5. оценка движения денежных средств и финансовых рисков.
 

    Рис 1. Модель рисков частно-государственного партнерства. 

    Систематический риск обусловлен причинами институционального характера - макроэкономической ситуацией, политическими, социальными, правовыми факторами. Этот риск не связан с конкретным проектом ЧПГ, а определяет общий риск на всю совокупность инвестиций в данной стране или регионе (в зависимости от масштабов проекта). Систематический риск нельзя уменьшить путем диверсификации, поэтому он является недиверсифицируемым. При анализе воздействия систематического риска инвестор оценивает саму необходимость инвестирования в рассматриваемый проект ЧПГ с точки зрения существующих альтернатив для вложения своих средств. Основным типами данного типа риска являются:

    • • риск законодательных  изменений (например, изменение налогового законодательства);

    • • риск инфляции – уменьшение покупательской способности национальной валюты;

    • • процентный риск - риск потерь связанных с изменением процентных ставок;

    • • политический риск - риск финансовых потерь в связи  с нестабильностью и расстановкой политических сил в обществе;

    • • валютный риск - риск, обусловленный изменениями  курса иностранной валюты.

        Форс-мажорные риски - риски того, что проект будет приостановлен на определенный период времени в силу пожара, наводнения, шторма или иной непреодолимой силы, не зависящей от спонсоров проекта. Статья 401 ГК РФ10 разъясняет, что под непреодолимой силой понимаются обстоятельства, характеризующиеся своей чрезвычайностью и непредотвратимостью при данных условиях. В ст. 79 Венской конвенции обстоятельства непреодолимой силы поставлены в обязательную зависимость от объективных сил, воздействующих на характер взаимоотношений сторон в договоре. К примеру, сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий. Таким образом, из данного определения усматривается, что основным обусловливающим критерием освобождения от ответственности является установление препятствия к совершению обязательств. В теории и на практике указанные препятствия подразделяются:

        - на природные явления, имеющие  стихийный характер (например, землетрясения или пожары);

        - экстремальные ситуации в жизни общества: война, эпидемии, забастовки;

        - некоторые запретительные акты  государства: объявление чрезвычайного положения, запрет передвижения в определенные районы и т.д..

        Таким образом, три вида рисков и формируют общий уровень рисков проекта частно-государственного партнерства.

Информация о работе Риски проектов частно-государственного партнерства