Риски и деятельность фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Исследования показали, что результаты работы в группе выше результатов индивидуального труда: социальное взаимодействие обеспечивает механизм исправления ошибок. Однако группа не только помогает человеку совершенствоваться, но и существенно изменяет его поведение.
Неформальные группы возникают вследствие невозможности решения какой-либо задачи единоличными усилиями и отсутствия непосредственной заинтересованности в ее решении нескольких членов организации.е

Работа содержит 1 файл

.личность и группа.docx

— 25.60 Кб (Скачать)

     Введение

     Исследования  показали, что результаты работы в  группе выше результатов индивидуального  труда: социальное взаимодействие обеспечивает механизм исправления ошибок. Однако группа не только помогает человеку совершенствоваться, но и существенно изменяет его  поведение. 
Неформальные группы возникают вследствие невозможности решения какой-либо задачи единоличными усилиями и отсутствия непосредственной заинтересованности в ее решении нескольких членов организации. 
Сила объединенного труда неизбежно формирует общность интересов. Коллективная заинтересованность людей является результатом уже самого факта наличия у них однородных операций, сходной профессии или общности интересов. Превосходство групповой деятельности над индивидуальной имеет место при решении не всех задач. Однако в целом ряде случаев коллективные действия являются наиболее успешными. 
Превосходство групп над индивидами выражается в следующем: 
при социальном взаимодействии происходит отсеивание неэффективных предложений, что служит механизмом исправления ошибок;  
предоставляемая в социальном взаимодействии социальная поддержка облегчает мышление;  
наличие соревнования между членами группы за уважение мобилизует их энергию на большой вклад в решение задач.  
Неформальная групповая деятельность выражается также в образовании творческих групп наряду с индивидуальным творчеством. В этой форме самоорганизации проявляются рационализация и изобретательство. Поэтому в рамках неформальной организации могут удовлетворяться и потребности социальные, творческие, оказывающие содействие самореализации личности, престижу и признанию.

 

     

     Проблема  взаимоотношений 

     В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс  её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы  развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 1. Фаза становления личности.. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. 3. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

 

     

     Положительное воздействие общности на индивида

     Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях  личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение  индивида. Часть изменений, порождаемых  психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

     Можно с некоторыми оговорками принять  тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

     Отношения между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.

     Группа  является таким местом, где индивид отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки.

     От  участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно  воспринимать и оценивать себя сохранять  и укреплять все положительное  в своей личности избавляться  от отрицательного и недостатков.

     Группа  снабжает индивида системой положительных  эмоциональных подкреплений, необходимых  для его развития.

     Лишь  постоянное общение индивида с более  развитыми, чем он сам, личностями, обладающими  ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и  практически в каждой группе он встречает  таких людей.

     Нa психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности через отношения иного индивида с остальными участниками группы.

     Нигде, кроме группы, человек не в состоянии  усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать  только благодаря тому, что все  в семье, где он родился, говорят  на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

     Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие  стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

     Однако  свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и  ее идеологического искажения, когда  психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается пред метом политических манипуляций. К этому вопросу мы еще специально вернемся во втором томе учебника при рассмотрении психологических проблем воспитания личности. 

 

     

     Отрицательное влияние группы на личность

     Если  о положительном воздействии группы на индивида много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

     Поначалу  психологи, заинтересованные в решении  данного вопроса, в качестве объекта  исследования использовали большие  социальные общности типа толпы и  неорганизованной массы людей, и  только затем внимание переместилось  на изучение влияния малой группы на индивида.

     Один  из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может  зайти обычный человек в своих  действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц  или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов  американским психологом С.Милгрэмом.

     Все то, о чем говорилось в эксперименте С.Милгрэма, действует на человека в реальных группах, где на него часто оказывается давление отдельными лицами самими по себе и от имени этих групп. Следовательно, считать влияние группы на индивида только положительным фактором нельзя.

     Возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М.Бехтерев.

     Проведя ряд индивидуальных и групповых  экспериментов, в результате которых  сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М.Бехтерев показал, что в творчестве группа может  уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинство потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии. В печальной истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бехтерева. Имеются в виду многие одаренные писатели, художники, ученые, инженеры, которые были исключены из своих творческих коллективов и, более того, волею судьбы оказались за рубежом, где и получили признание по достоинству.

     Последний факт, который здесь следует еще раз напомнить мы его уже рассматривали, -- касается конформного поведения. Конформизм -- широко распространенный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.

 

     

     Самочувствие  личности в группе

     Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое  состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его мы уже касались раньше, а сейчас рассмотрим несколько подробнее.

     С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмоциональная стороны системы человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат существенно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.

     Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем  людей под влиянием определенной установки. Эта установка может  быть постоянной и изменчивой, зависящей  от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка  может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.

     Явление тревожности возникает и в  группе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных  с недоверием друг к другу и  отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности - тот же, который  используется для предупреждения и  снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.

     Рассмотрим  более внимательно внутригрупповые  конфликтные ситуации. Первый из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются не противоположными: один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй -- положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт может переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положительное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно разрешить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

     Второй  тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределенности, поскольку при неопределенном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вовлеченных в данную психологическую ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать такое же отношение к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрицательное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаимоотношения с другим.

Информация о работе Риски и деятельность фирмы