Разработка конкурентной стратегии торговой организации на примере магазина бытовой техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В первой части курсовой работы рассмотрен вопрос значения и роли стратегии развития в деятельности торговой организации, определены виды конкурентных стратегий организации, этапы разработки и факторы, влияющие на формирование и реализацию конкурентной стратегии.
Во второй части курсовой работы анализируется конкурентная стратегия торговой организации на примере ТТД «Белвар» - фирменного магазина ОАО «Минский приборостроительный завод».
В третьем разделе разрабатывается план мероприятий по усовершенствованию конкурентной стратегии ТТД «Белвар».

Содержание

Введение…………………………………………...………………………… 6
1 Роль и значение стратегии развития в деятельности торговых организаций………………………………………………………………….
7
1.1 Понятие, экономическая сущность конкурентной стратегии развития торговой организации, ее цели, задачи, составляющие………………………………………………………………...

7
1.2 Факторы, влияющие на формирование и реализацию конкурентной стратегии развития…………………………………………………………..
13
1.3 Этапы разработки конкурентной стратегии торговой организации.. 15
2 Анализ конкурентной стратегии ТТД «Белвар» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТТД «Белвар»…… 17
2.2 Изучение и оценка действий применяемых в организации конкурентной стратегии и оценка их эффективности…………………….
20
3 Пути совершенствования конкурентной стратегии ТТД «Белвар»..…. 23
3.1 Разработка плана мероприятий в рамках конкурентной стратегии.... 23
3.2 Завоевание конкурентных преимуществ на рынке РБ……………….. 25
Заключение…………………………………………………………………... 27
Список использованных источников……………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

разработка конкурентной стратегии развития.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа: 28стр., 7 рис., 1 табл., 10 ист. литературы. 

     СТРАТЕГИЯ БИЗНЕСА, ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ, РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, РАЗВИТИЕ 

     Объект  курсовой работы – Техно–торговый дом «Белвар».

     Предмет исследования – конурентная стратегия ТТТ «Белвар».

     Цель  данной работы –провести анализ конкурентной стратегии ТТД «Белвар» и разработать ее пути совершенствования.

     Исследования  и разработки: изучены теоретические основы конкурентной стратегии развития организации, ее виды, факторы, влияющие на реализацию конкурентной стратегии, а также этапы ее разработки. Проведен анализ конкурентной стратегии торговой организации на примере ТТД «Белвар»; разработаны предложения по ее совершенствованию.

     В работе использованы учебные материалы по маркетингу, коммерческой деятельности, а также материалы средств массовой информации, данные объекта исследования и собственные разработки автора. В частности автор использовал материалы книг Майкла Портера «Конкурентная стратегия» и «Конкурентное преимущество» и труды Ф. Котлера.

     Технико-экономическая  и социальная значимость проведенного исследования заключается в том, что применение его результатов на практике может повысить экономическую эффективность деятельности предприятия.

     Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствования сопровождаются ссылками на их авторов. 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………...………………………… 6
1 Роль и значение стратегии развития в деятельности торговых организаций………………………………………………………………….  
7
1.1 Понятие, экономическая сущность конкурентной стратегии развития торговой организации, ее цели, задачи, составляющие………………………………………………………………...  
 
7
1.2 Факторы, влияющие на формирование и реализацию конкурентной стратегии развития…………………………………………………………..  
13
1.3 Этапы разработки конкурентной стратегии торговой организации.. 15
2 Анализ конкурентной стратегии ТТД «Белвар» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика  ТТД «Белвар»…… 17
2.2 Изучение и оценка действий применяемых в организации конкурентной стратегии и оценка их эффективности…………………….  
20
3 Пути совершенствования конкурентной  стратегии ТТД «Белвар»..…. 23
3.1 Разработка плана мероприятий  в рамках конкурентной стратегии.... 23
3.2 Завоевание конкурентных преимуществ  на рынке РБ……………….. 25
Заключение…………………………………………………………………... 27
Список  использованных источников……………………………………… 28
 
 

 

 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Опыт  последних лет показал, что многие отечественные предприятия не готовы к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что такое экономическая конкуренция, конкурентное преимущество, чем определяется конкурентоспособность продукции, какие конкурентные стратегии используются конкурентами и какие конкурентные стратегии можно применить на предприятии, в отрасли, как повысить конкурентоспособность экономики страны. Следует подчеркнуть, что проблема конкурентоспособности является многоаспектной, многоуровневой и междисциплинарной, охватывающей по крайней мере три области знаний: маркетинг, конкуренцию и управление. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук

     Современная теория конкуренции, имеющая множество  практических приложений, стала мощной научной базой для решения важных проблем в области управления и маркетинга. Научный и практический интерес к этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством – повышение конкурентоспособности способствует росту эффективности хозяйственной деятельности предприятия, региона, страны. Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям.

     В первой части курсовой работы рассмотрен вопрос значения и роли стратегии развития в деятельности торговой организации, определены виды конкурентных стратегий организации, этапы разработки и факторы, влияющие на формирование и реализацию конкурентной стратегии.

     Во  второй части курсовой работы анализируется  конкурентная стратегия торговой организации на примере ТТД «Белвар» - фирменного магазина ОАО «Минский приборостроительный завод».

     В третьем разделе разрабатывается  план мероприятий по усовершенствованию конкурентной стратегии ТТД «Белвар».

 

     1 Роль и значение  стратегии развития в деятельности торговых организаций 

     1.1 Понятие, экономическая сущность конкурентной стратегии развития торговой организации, ее цели, задачи, составляющие 
 

     Для успешного функционирования и  развития  торговых  организаций  в рыночной  экономике  требуется  соответствующий  подход для формирования их конкурентной стратегии. 

     Стратегия  и  политика  организации  являются  инструментами  развития  и существования  предприятия  в  непредсказуемой  и  постоянно  меняющейся внешней  среде, когда  не всегда  возможно  ориентироваться  на  заранее  четко сформулированную программу действий. Между конкурентной  стратегией  и конкурентной политикой организации существует тесная взаимосвязь. Стратегия предприятия  подчиняется  нормам  и  принципам  его  политики,  в  то же  время  из стратегии могут быть выведены  принципы и нормы, служащие для достижения стратегических целей. Следовательно, можно говорить о стратегически определенной политике предприятия. 

     В  каждой торговой организации  процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:

  1. формирование общей стратегии организации;
  2. формирование конкурентной стратегии организации;
  3. определение функциональных стратегий фирмы.

     Общая  стратегия  организации  формируется  высшим  руководством.

     Разработка  общей стратегии решает две главные задачи: должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы; необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определить способы распределения ресурсов между ними.

     Конкурентная  стратегия организации должна основываться на всестороннем понимании  структуры  отрасли  и  процесса  ее  изменения.   В  любой отрасли экономики суть  конкуренции выражается  факторами,  которые определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.

     Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли.

     Конкурентная  стратегия  организации  нацелена  на  достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, конкурентная стратегия является частью общефирменного стратегического планирования. Если организация включает  несколько  стратегических подразделений, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию.

     Конкурентная  стратегия – это концепция  и починяемая ей система действия предприятия, направленные на достижение  конечных целей.  Базовые стратегии конкуренции имеют существенные  различия  в характере достигаемых конкурентных преимуществ.

     Далее рассмотрим конкурентные стратегии торговых организаций.

     В зависимости от направления целей  на уровне организации могут быть использованы разнообразные деловые стратегии. При этом следует иметь в виду, что одна цель может быть достигнута за счет применения различных деловых стратегий и их сочетания. Для практики розничной торговли наиболее характерными могут быть следующие деловые стратегии:

  1. развитие-увеличение объема и интенсивности деятельности по тем направлениям, которые являются более эффективными по сравнению с конкурентным окружением, без изменения структуры организации и количества торговых единиц и площадей;
  2. рост – увеличение количества торговых единиц, расширение торговой площади, то есть внешний рост;
  3. диверсификация – расширение ассортимента товаров и услуг, предлагаемых покупателям, в том числе и за счет таких, которые характерны для розничных предприятий другой специализации, а также других сфер деятельности;
  4. улучшение – совершенствование тех видов деятельности, которые являются менее эффективными по сравнению с конкурентным окружением;
  5. оптимизация – сокращение или упразднение тех видов деятельности, структурных подразделений и торговых единиц, которые характеризуются низкой эффективностью. [4, с. 118]

     Низкий  уровень концентрации является важнейшей характеристикой структурных условий отраслей торговли. Он означает, что ни одна из фирм торговых отраслей не имеет существенной доли рынка и не способна оказывать значительного влияния на итоговые результаты функционирования отрасли в целом. Как правило, отрасли торговли состоят из большого числа компаний мелкого и среднего размера, многие из которых находятся в руках частных владельцев. Важным моментом, создающим уникальность условий конкуренции в отраслях с низким уровнем концентрации, является отсутствие лидеров рынка, обладающих силой воздействия на происходящие в ней явления.

     Некоторые из фрагментированных отраслей торговли характеризуются высоким уровнем дифференциации продукта или услуги (торговля компьютерным программным обеспечением), другие — низким уровнем дифференциации (торговля электронными компонентами). Отрасли торговли с низким уровнем концентрации также значительно отличаются друг от друга по своему технологическому уровню, включая как высокотехнологичные виды (например, торговля системами отопления на базе солнечной энергии), так торговлю спиртными напитками.

     Во  многих случаях низкий уровень концентрации действительно является результатом действия основополагающих экономических факторов, которые не могут быть устранены. Торговая отрасль характеризуются не только большим количеством конкурентов, но и слабостью рыночной власти по отношению к поставщикам и покупателям в целом. Отсюда—вероятность низкого уровня прибыльности. В таких условиях особое значение приобретает стратегическое позиционирование и конкурентная стратегия организации. Стратегическая задача фирм состоит в том, чтобы приспособиться к условиям дробной структуры и стать наиболее успешной, не взирая на скромную долю рынка. [5, 214-216 с.]

     В особых условиях дробной отраслевой структуры торговли существуют специфические подходы к реализации базовых стратегий низких издержек, дифференциации или фокусирования (рисунок 1.1). Каждый из этих подходов направлен либо на лучшее согласование стратегической позиции фирмы с конкретным характером конкуренции, либо на нейтрализацию факторов интенсивной конкуренции, характерной для данной отрасли.

 

     Рисунок 1.1 – Базовые конкурентные стратегии 

     Стратегия минимизации издержек работает, когда компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Для торговой отрасли это может быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе.

     Стратегия дифференциации состоит в том, что компания пытается занять уникальное положение в отрасли торговли, придавая продукту такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Таких характеристик или атрибутов может быть один или несколько — главное, чтобы они были действительно важны для покупателей.

     Третья  общая стратегия конкуренции  — это стратегия фокусирования. Фокусирование на издержках — это стратегия, при которой торговая компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат. При фокусировании на дифференциации торговая компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте. Оба варианта стратегии основаны на тех признаках, которые отличают избранный целевой сегмент от прочих сегментов данной отрасли. При фокусировании на издержках компания обращает в свою пользу различия в их структуре в различных секторах отрасли, тогда как при фокусировании на дифференциации компания получает выгоду за счет того, что в определенных сегментах рынка существуют особые группы покупателей с особыми потребностями. Существование таких различий в структуре издержек и потребительского спроса предполагает, что данные сегменты плохо обслуживаются конкурентами, имеющими широкую специализацию, — такие компании обслуживают эти особые сегменты на равных основаниях со всеми остальными. В этом случае компания, избравшая стратегию фокусирования, получает конкурентные преимущества, полностью сосредоточив свою работу на данном сегменте. Неважно, будет это узкий или широкий сегмент: сущность стратегии фокусирования состоит в том, что компания получает доход за счет тех особенностей данного сегмента, которые отличают его от прочих секторов индустрии.

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии торговой организации на примере магазина бытовой техники