Расчётный счет в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граж¬дан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельно¬сти, в соответствии со ст. 861 ГК РФ, должны производиться в безналич¬ном порядке. Вместе с тем расчеты между этими липами могут произ¬водиться также и наличными деньгами, если иное не установлено законом. В настоящее время, в соответствии с указаниями ЦБ РФ от 11.11.2001 г. № 1050-У, предельный размер таких расчетов установлен в сумме 60 тыс. р. Указанная сумма является предельной по одному плате¬жу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА В БАНКЕ 3

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 9
РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ 10
РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО 12
РАСЧЕТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ 15
ЛИТЕРАТУРА 19

ПРИЛОЖЕНИЕ (Задание № 2) 20

Работа содержит 1 файл

банковское дело.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

  Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых всегда производится в бесспорном порядке. Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

  Получатель  средств (взыскатель) представляет в  банк расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. После проверки правильности их заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые расчетные документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов, количество и сумма расчетных документов исправляются и заверяются подписью ответственного исполнителя. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (изыскателю) платежа в качестве подтверждения приема документов на инкассо. Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку и используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов. Банк, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. При этом подразделения расчетной сети Банка России могут обеспечивать доставку расчетных документов как через службу экспедирования, так и по почте.

 Расчеты по инкассо с использованием платежных  требований. Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без его акцепта.

 При расчетах по первому варианту кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но при этом должен быть не менее пяти рабочих дней. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных для его акцепта.

 Банк  кредитора пересылает платежное  требование в банк плательщика (исполняющий банк). На всех экземплярах платежных требований, принятых исполняющим банком, ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо на следующий рабочий день — если документы поступили в банк плательщика по истечении операционного времени, остальные экземпляры платежных требований помещаются исполняющим банком в картотеку № 1.

 Плательщик  вправе отказаться полностью или  частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в  основном договоре, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора с указанием мотивов отказа. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением на специальном бланке, составляемом в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц. имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

 Ответственный исполнитель банка, на которого возложен прием заявлений об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, нашчие основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, и заверяет все экземпляры заявления об отказе от акцепта своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты. При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки № 1 и в тот же день подлежит возврату в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата поставщику. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта с копией платежного требования помещается в документы дня банка плательщика в качестве основания возврата расчетного документа без оплаты. Третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки банка в получении данного документа.

 При частичном отказе от акцепта платежное  требование изымается из картотеки  № 1 и оплачивается в сумме, акцептованной  плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования помещаются в документы дня банка в качестве основания списания средств со счета клиента; второй экземпляр направляется не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк-эмитент для пере дачи поставщику: третий экземпляр возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта. Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований песет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в предусмотренном законом порядке. При неполучении банком в установленный срок отказа плательщика от акцепта платежного требования оно считается акцептованным и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымается из картотеки № 1 и оплачивается со счета плательщика. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете оно помещается в картотеку № 2 и оплачивается в порядке установленной очередности платежей.

 Используемая  в настоящее время форма акцепта  платежных требований, при которой плательщик письменно уведомляет банк только в случае заявления отказа от акцепта, а свое согласие на оплату выражает молчанием, в отечественной банковской практике получила название «отрицательный (молчаливый) акцепт».

 Платежные требования могут использоваться также  и для безакцептного списания средств со счетов плательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренных законом либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком. Например, в соответствии с действующим законодательством, со счетов плательщиков без акцепта оплачиваются платежные требования:

Безакцептное  списание денежных средств со счета  клиента возможно также по требованиям других кредиторов, если такой порядок расчетов включен в основной договор кредитора с плательщиком. При этом условие о безакцептном списании должно быть одновременно отражено в договоре банковского счета или дополнительном соглашении к нему. Например, по договору с клиентом в безакцептном порядке могут взыскиваться платежи клиента самому банку (погашение кредита при наступлении срока, уплата процентов за кредит, плата за расчетно-кассовое обслуживание). Банки не рассматривают по существу возражения плательщиков по списанию средств с их счетов в безакцептном порядке. Ответственность за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание несет получатель средств.

  Инкассовая  форма расчетов используется также  для бесспорного списания средств со счетов. В этом случае используется расчетный документ с названием «инкассовое поручение». Инкассовые поручения применяются в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции), либо для взыскания по исполнительным документам судебных и арбитражных органов. При этом в первом случае в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на законодательный акт (номер, дату, статью, часть, пункт), на основании которого осуществляется взыскание. При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. В данном случае банк взыскателя принимает инкассовые поручения с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. При этом банк не принимает к исполнению инкассовое поручение, если к нему приложен исполнительный документ с истекшим сроком давности.

 Ответственность за правомерность выставления инкассового  поручения и правильность указания основания бесспорного взыскания несет получатель средств (взыскатель). Банки не рассматривают по существу возражения плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

РАСЧЕТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ

 Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлению последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

 Аккредитив  может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов, аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные.

 Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этих случаях банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В отечественной банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т. е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа.

 Непокрытый  аккредитив это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика — получателя средств со своего корреспондентского счета в этом банке.

 Каждый  аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен пли аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

 Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

  Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются: конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименования банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк аккредитив на стандартизированном бланке, где, кроме обязательных реквизитов, должен указать:

  • номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом аккредитиве;
  • срок действия аккредитива (число, месяц и год его закрытия);
  • вид аккредитива (отзывной, безотзывной);
  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву;
  • наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров, грузополучателя и место назначения;
  • условия оплаты аккредитива (с акцептом уполномоченного покупателя пли без его акцепта);
  • реквизиты банка-эмитента и исполняющего банка.

  При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива. Сумма аккредитива (покрытого) переводится банком-эмитентом через систему межбанковских расчетов в исполняющий банк, где депонируется на отдельном счете «Аккредитивы к оплате». Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в исполняющий банк реестры счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива. Исполняющий банк обязан проверить соответствие представленных документов условиям аккредитива, правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати получателя средств, заявленным в карточке, образцам подписей и оттиска печати.

Информация о работе Расчётный счет в банках