Подходы к созданию этических корпоративных кодексов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Понятие корпоративной этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности.

Содержание

Введение 2
1. Понятие корпоративной этики 4
2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 7
3. Морально - этическая база корпоративной этики 13
4. Корпоративный кодекс как способ внедрения корпоративной этики 18
5. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 22
Заключение 25
Литература 27

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

В первую очередь  здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса главами  о миссии и ценностях компании способствует развитию корпоративной  культуры. При этом кодекс может  иметь значительный объем и сложное  специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании. 

В больших неоднородных корпорациях сочетание всех трех функций становится сложным. С одной  стороны, существует ряд политик  и ситуаций, традиционно закрепляемых этическими кодексами в международной  практике. Это политики по отношению  к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты  образцового поведения в таких  ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников  в условиях значительной разницы  в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной  культуры компании требует единого  кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого  сотрудника. 

В такой ситуации используются два варианта кодекса - декларативный и развернутый. о  сути, декларативный вариант - это  только идеологическая часть кодекса  без регламентации поведения  сотрудников. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых  этических норм. одобные кодексы  действуют и по сей день. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность  конкретного поступка исходя из общих  принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через  корпоративные ритуалы.  

Итак, декларативный  вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной  культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.  

Впоследствии распространение  получил также развернутый вариант  кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников. В  них была зафиксирована конкретная регламентация поведения сотрудников  в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали  сложные этические ситуации. Эти  регламенты описывались в виде политик  в отношении заказчиков, потребителей, государства, политической деятельности, конфликта интересов, безопасности труда. При этом большой объем  и сложность содержания таких  кодексов определяют их выборочную адресацию.  

В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются  для высшего и среднего менеджмента  и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.

Заключение

Подведем итоги  обобщив все вышеизложенное в  виде тезисов.

Понятие корпоративной  этики прочно входит в нашу жизнь.  

Корпоративная этика - это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации.  

Корпоративная этика  является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного  процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество).  

В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных  мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической  основы трудовых отношений. 

Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных  регуляторов деловой этики и  трудовых отношений. Международные  своды правил ведения бизнеса  приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой  и Организацией экономического сотрудничества и развития.  

Существенное влияние  на формирование корпоративной этики  оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным  законодательством.  

Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться  только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических  основ бизнеса.  

Практически все  направления корпоративной этики  имеют правила, соответствующие  морально - этическим нормам поведения  в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления  деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести  уважение чувства собственного достоинства  и личного статуса другого  человека, понимание интересов и  мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую  защищенность и т.п. 

Принципы этики  корпоративных отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы  поведения участников деловых отношений. 

Существующее вокруг нас сегодня ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия  и предпринимательское сообщество в целом проявлять собственную  инициативу в этическом плане. На уровне отдельных предприятий все  большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. Корпоративные кодексы могут  быть различными по форме изложения  и рубрикации. Это зависит от специфики  конкретных отраслей, регионов, предприятий, предпочтений руководства и т.п.  

Литература 
 

1. Ботавина, Р.Н. Этика  менеджмента: учебник / Р.Н. Ботавина; - М.: Финансы и статистика, 2001.  

2. Вогель, Д.Д. Этика  деловых отношений: прошлое и  настоящее / Уроки организации  деловых отношений. - СПб., 1994.  

3. Кибанов, А.Я.  Этика деловых отношений: учебник;  под ред. А.Я. Кибанова ; М. : ИНФРА-М, 2002.  

4. Кудюкин П.М.  Неформальные трудовые отношения  в России: сущность, формы проявления, общественные последствия // Трудовые  отношения и коллективные действия  в современной России: политические, правовые и социальные аспекты / Отв. ред. А.М. Кацва, П.М. Кудюкин, С.В. Патрушев. М.: Эдиториал УРСС, 1999.  

5. Мартиросян А.В.  Какие таланты нужны руководителю? // Человек и труд. 1999. №3 

6. Петрунин, Ю.Ю. Этика  бизнеса: учеб. Пособие. - М : Дело, 2000.  

7. Психология и  этика делового общения / под  ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ЛАНА, 2001. 

8. Попов Ю.Н. Христианское  учение и социальные отношения  // Труд и социальные отношения. 1994. №3.; Предприятие в контексте  христианского социального учения. // Человек и труд. 1995. №5.

Информация о работе Подходы к созданию этических корпоративных кодексов