Цель и задачи бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 05:31, лекция

Описание работы

В настоящее время в стране бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий и организаций различных форм собственности. К руководству ряда из них пришли новые люди, остро нуждающиеся, в конкретной методической помощи для решения ежедневно возникающих перед ними практических вопросов.
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в т. ч. и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументированное и обоснованное оформление проектов (предложений), требующих инвестиций.

Работа содержит 1 файл

Бизнес-план лекции.docx

— 113.59 Кб (Скачать)

Лекция 1. 

Цель  и задачи бизнес-плана. 

В настоящее  время в стране бурно протекает  процесс формирования и совершенствования  работы действующих предприятий  и организаций различных форм собственности. К руководству ряда из них пришли новые люди, остро нуждающиеся, в конкретной методической помощи для решения ежедневно возникающих перед ними практических вопросов.

Важной  задачей является проблема привлечения  инвестиций, в т. ч. и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументированное и обоснованное оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. 

Справочник  по малому бизнесу предлагает следующее детальное объяснение бизнес-плана:

«Для  того, чтобы спланировать и реализовать  успешный бизнес, так  или иначе необходимо иметь бизнес-план. Что же это такое? Это обоснование самого существования вашего бизнеса, это карта, по которой вы будете выбирать дорогу к процветанию, основной документ для строительства вашего предприятия, а также ключ, открывающий доступ к банковскому кредиту. Без жизнеспособного, полного, убедительного бизнес-плана вы как владелец вступаете на путь любительства, проб и ошибок. Располагая бизнес-планом, вы становитесь профессионалом. Бизнес-план может повести вас к богатству, а может и вскрыть проблемы, которые вы собирались игнорировать. Но вскрытые проблемы это еще не непреодолимые препятствия - это лишь повод к дополнительным исследованиям, получению новых знаний и более тщательной работе, помноженным на энтузиазм и продолжаемым до тех пор, пока ваш интеллект не решит последнюю из задач. Бизнес-план ~ это сердце вашего зарождающегося бизнеса.» 

Почему необходимо составлять бизнес-планы?

• благодаря  представлению бизнес-плана инвесторам, банкам или же группе менеджеров вашей  собственной фирмы осуществляется привлечение ресурсов управления, которые  считаются необходимыми для новой  предпринимательской деятельности, в частности денежных фондов

  • бизнес-план считается отправной точкой для того, чтобы еще раз пересмотреть план предпринимательской деятельности и сделать исправления в случае необходимости, перед тем как реально начать свое дело. Кроме того, его считают отправной точкой для того, чтобы проверять развивается ли предпринимательская деятельность согласно плану после того, как она была реально начата.
  • бизнес-план считается средством ведения дел при осуществлении торговли с клиентами сделки, будь то продавец или покупатель.
 

В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и  помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкиваются предприятия  либо предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности и непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций. 

Бизнес-план - краткое, точное доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. 

Бизнес-план необходим, если Вы:

  • собираетесь открыть свое дело;
  • уже успешно начали свое дело, но ощущаете, что работать с прежней эффективностью становится все труднее. Это может быть закономерным следствием взросления рыночной экономики, развития конкуренции и постепенного устранения тех дисбалансов, которые иногда позволяли получать значительные прибыли без особых усилий;
  • собираетесь выходить на зарубежный рынок или привлекать иностранные капиталы либо партнеров. Любые контакты с иностранными партнерами потребуют обязательного представления бизнес-плана. Его придется либо подготовить в виде специального документа, либо осветить в ходе бесед или переписки все его разделы. В разных странах требования инвесторов отличаются прежде всего формой представления финансовых сведений.
 

Цели  и задачи бизнес-плана:

1. Бизнес-план  служит для обоснования предполагаемого  бизнеса и оценки результатов  за определенный период времени.  В этой

    связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.

  1. Бизнес план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
  2. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
  3. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям -техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и др.
  4. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
  5. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
  6. Бизнес-план - инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка - это непрерывный процесс познания и самопознания.
 

Таким образом, можно утверждать, что бизнес-планирование -творческий процесс, требующий профессионализма и искусства. 

Для практической реализации бизнес-плана как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:

    - гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

    непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;

    коммуникативности, под которой понимается координация  и интеграция усилий (все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо);

    - итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

  • участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
  • адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
 

Основные функции бизнес-плана:

 внутрифирменная деятельность:

  • разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности;
  • разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги);

    оценка  внутреннего, научно-технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов;

    - подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;

    подбор  новых и переобучение собственных  рабочих и специалистов;

    контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы; мероприятия по снижению степени  риска в деятельности фирмы;

    - план мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций;

    подготовка  и проведение собраний акционеров фирмы. 

 внешние функции:

    привлечение для реализации проектов инвестиций; обоснование   для   включения  проектов   в   государственные (региональные)    программы    и    получения    средств    из централизованных источников;

  • получение банковских кредитов;
  • обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке;
  • организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других фирм совместной деятельности;

    разработка  и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп.

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса: 
 

          Бизнес-план

По  бизнес-линиям (продукция, работа, услуги, тех. решения) 

По  предприятию 

новому 

действующему 

развитие 

финансовое  оздоровление 

всего предприятия 

производственного подразделения 
 
 

Бизнес-планы  согласно этой типологии разрабатываются  в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, тех. решения); по предприятию в целом (новому и действующему). 

Бизнес-план финансового оздоровления предприятия  составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Бизнес-план финансового оздоровления является основным документов для неплатежеспособных предприятий и служит:

  • для выработки стратегии выживания предприятия;
  • составления плана реорганизационных процедур;
  • организации управления предприятия в условиях кризиса или в его предвидении;
  • обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки,

В рамках одной организации может- разрабатываться  и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной типологии.

Бизнес-планы  ориентированы прежде всего на нововведения, и в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные принципы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения еотвештвующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться. 

Особенности, которые необходимо учитывать при  разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др. 

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой  фирм или консалтинговой организацией. Если у менеджера возникла идея освоить  изготовление нового продукта, оказать новую услугу или просто новый метод документации и управления производством (мобал инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. 

Барьеры, возникающие при становлении  новой предпринимательской деятельности:

  1. Существуют ли потребности рынка?
  2. Существует ли возможность доступа на требуемый рынок'?
  3. Существует ли возможность предоставления соответствующих товаров, услуг по надлежащим ценам?
  4. Существует   ли   возможность   предоставления   надлежащего качества?
  5. Существует ли конкурентоспособность?
  6. Существует ли возможность обеспечения адресатов поставки?
  7. Существует    ли    возможность    обеспечения    масштабов, позволяющих получить прибыль?
  8. Существует ли возможность обеспечения денежным капиталом?

9. Существует ли возможность обеспечения оборотным капиталом? 
10.Существует ли возможность возвращения взносов при покупке в

    кредит?

11 .Существует  ли возможность обеспечения персоналом? 12. Существует ли возможность  непрерывного й надлежащего выполнения обязательств?

Информация о работе Цель и задачи бизнес-плана