Бизнес планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
• принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
• принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный

Содержание

1. Функции и принципы планирования на предприятии.
2. Пакет прикладных программ COMFAR: назначение, основные функции, недостатки.
3. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

бизнес планирование.docx

— 33.79 Кб (Скачать)

Автономная  некоммерческая организация высшего  профессионального образования

Кубанский институт международного предпринимательства  и менеджмента 

Кафедра финансов и кредита

Контрольная работа

по дисциплине «Бизнес планирование на предприятии»

на тему: 1. Функции и принципы   планирования на предприятии.

     2. Пакет прикладных программ COMFAR: назначение, основные функции, недостатки. 
 

      Выполнил  студент группы

      ЗБУ-07-11 

      Барабанова  И.А. 

                        (фамилия,  имя, отчество)

      Проверил (а) преподаватель

      Кунаковская И.А.   
 
 

Краснодар 2011г

Содержание:

1. Функции  и принципы   планирования на предприятии.

2. Пакет  прикладных программ COMFAR: назначение, основные функции, недостатки.

3. Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Функции  и принципы   планирования на предприятии.

    Планирование  на предприятии - это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой  выступает система свободных  рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления  материальных и духовных ценностей.

   Планирование  деятельности является на каждом предприятии  наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая  оценка затрат и ресурсов, а также  конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую  программу своих действий, устанавливают  главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого  отдела или работника в общей  деятельности, объединяют отдельные  части плана в единую экономическую  систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о  единой линии трудового поведения  в процессе выполнения принятых планов.

   Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

   ·  принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

   ·  принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

   ·  принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

   ·  принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

   ·  принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

   В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические  принципы.

   1.  Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

   2.  Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

   3.  Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

   4.  Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

   5.  Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

   6.  Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

   7.  Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

   Следовательно, основные принципы планирования ориентируют  предприятие на достижение наилучших  экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и  переплетены между собой. Некоторые  из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с  рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в  рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном  Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

   Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

   Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

   Интеграция  определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может  быть столь же эффективным без  взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого  уровня.

   Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов  и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу  всеми" противостоит последовательному  планированию как сверху вниз, так  и снизу вверх.

   Существуют  также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный. В зависимости  от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной  базы, применяемых путей получения  и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать  следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

   Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

   Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

   Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

   В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде.

   Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний  и нижний уровни) и во всех видах  деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

   Функция планирования являются первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей  организации, а также путей и  средств их достижения. По своей  сути реализации функция планирования представляет заблаговременную и детальную  подготовку к будущему.

   Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное  направление усилий всех сотрудников  на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих  целей).

   Содержание  планирования как функции управления состоит в обоснованном определении  основных направлений  и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

   Планирование  предусматривает разработку целей  и комплекса мероприятий, определяющих  последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.

   Выполнение  функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса:

   Где мы находимся в настоящее время?

   Куда  мы хотим двигаться?

   Как мы собираемся это делать?

   Суть  ответа на первый вопрос заключается  в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство и др.

   При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу  изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются  экономические условия, уровень  технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие  факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия и  другие факторы внешней среды). Ответ  выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации  и определении угроз, которые  могут помешать их достижению .

   Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить  подразделения и сотрудники организации  при решении поставленных задач  для достижения сформулированных целей.

   При таком подходе реализация функции  планирования выходит за рамки определения  планов деятельности организации (предприятия, корпорации). Планирование в этом случае рассматривается как способ, с  помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение успеха путем  детального представления желаемого  результата и определения мероприятий  по его достижению с учетом использования  возможностей предприятия и внешней  среды.

Информация о работе Бизнес планирование на предприятии