Альтернативные действия, их анализ и выбор оптимального варианта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Сам «риск», как следует из определения, обладает характерными свойствами: 1.Неопределённость. Риск существует тогда и только тогда, когда возможно не единственное развитие событий. 2.Ущерб. Риск существует, когда исход может привести к ущербу (убытку) или другому негативному (только негативному!) последствию. 3.Наличие анализа. Риск существует, только когда сформировано субъективное мнение «предполагающего» о ситуации и дана качественная или количественная оценка негативного события будущего периода (в противном случае это угроза или опасность).

Работа содержит 1 файл

Риск.doc

— 1,022.60 Кб (Скачать)

Управленческое решение

Managerial decision

Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Управленческие решения различаются:
- по времени управления на стратегические, тактические, оперативные;
- по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные;
- по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические.

Управленческое решение — выбор цели управления и значений управляемых переменных, обеспечивающих достижение этой цели. Управленческие решения принимаются сотрудниками организации, имеющими свободу выбора. В процессе разработки управленческих решений участвуют и даже единолично могут их принимать как руководители, так и специалисты, в том числе рабочие.

Управленческие решения направлены на разрешение проблемных ситуаций. Причём под проблемной ситуацией понимается расхождение между фактическим и желаемым состояниями системы, которое можно преодолеть неединственным путём.

Управленческие решения принимаются в процессе планирования, для мотивации персонала и организации работ, в ходе контроля исполнения заданий, то есть при реализации всех основных функций управления. О принятии решений говорят как о связующей функции управления.

Репертуар решений является частью структуры организации. Решения могут закрепляться как в памяти принявшего решение, так и передаваться другим сотрудникам устно или фиксироваться в нормативных документах.

Разработка и принятие управленческих решений выделилось в самостоятельную научную дисциплину в рамках менеджмента как результат опыта, полученного при планировании стратегических операций в ходе второй мировой войны.

В основании этой дисциплины довольно много идей, появление которых связано с различными школами менеджмента. Выделяются технократический, психологический, количественный, системный и ситуационный подходы к теории принятия решений.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру решаемых задач функционирования и развития хозяйственных систем.

Решение разрабатывается и принимается в условиях конкретного окружения хозяйственной системы. Это окружение можно разделить на макроокружение и деловую среду.

На качество управленческих решений влияют ситуативные и личностные факторы.

В рамках теории принятия решений к управленческим решениям выработан целый ряд требований: целевая направленность, адресность, обоснованность, своевременность.

Реферат: Управленческие решения

                                   План                                  

            I. Сущность и виды управленческих решений...............2           

II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям........3

III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений......4

IV. Методы оптимизации управленческих решений...........6

V. Информационное обеспечение менеджмента...............8

Выводы...................................12

Список используемой литературы..................13

     I.                  Сущность и виды управленческих решений

     Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт

управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает

эффективность функционирования предприятия.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по

различным признакам.

По  уровню   управления  различают решения, принимаемые на уровне:

заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;

министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и

частные (локаль­ные).

     Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о

приватизации предприятий тор­говли.

     Частные (локальные) решения касаются отдельных! текущих вопросов работы

производственной системы, например   выявления   и  устранения   причин

невыпол­нения заданий по объему товарооборота секцией мага­зина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные

решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового

оборудования на предприятии; экономическое — премирование  работника; организационное — создание новой секции в  магазине.

По характеру принято различать следующие ре­шения.

     Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне секции, отдела.

Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

     Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне директора

предприятия или министра. Они охва­тывают различные стороны деятельности

предприятия или отрасли.

     Нормативные решения принимают центральные орга­ны управления (Верховный

Совет Российской Федерации или СМ республики).

По форме подготовки и принятия разли­чают единоличные, коллегиальные и

коллективные ре­шения.

     Единоличные решения принимает руководитель пред­приятия, подразделения.

     Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа

специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также

учитывать различ­ные мнения при обосновании решений.

     Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании),

они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, реше­ние

о распределении прибыли, остающейся в распоряже­нии предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные и

творческие ре­шения.

     Стандартные решения принимают в повторяющихся ситуациях, когда изменяются

лишь количественные пара­метры (например, решение о приемке партии товаров).

Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому

целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем

значитель­ная часть разработки таких решений может быть форма­лизована, а

следовательно, механизирована и автомати­зирована.

     Творческие решения возникают в неординарных си­туациях и требуют

творческого подхода (например, ре­шение о расширении ассортимента товаров и

выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений пред­шествуют анализ

ситуации, привлечение материалов спе­циальных исследований, выполнение сложных

расчетов и т. п. При принятии таких решений проявляются специ­альные знания,

опыт и даже интуиция менеджера.

В зависимости от степени полноты и до­стоверности информации различаются

детерми­нированные и вероятностные решения.

     Детерминированные решения принимают при нали­чии полной и достоверной

информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью

экономико-математических методов и ЭВМ.

     Вероятностные решения приходится принимать в ус­ловиях недостаточной и

неполной информации. Такие ре­шения часто приходится принимать в торговле, что

обу­словлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких

решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение

жюри, тео­рия игр и др.

Классификация управленческих решений носит во многом условный характер.

Однако набор требований, предъявляемых к качеству управленческих решений,

обычно постоянен.

     II.               Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Существует ряд общих требований, которым должны соответствовать решения,

принимаемые в процессе уп­равления. К таким требованиям можно отнести

следу­ющие:

минимальное число корректировок;

сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение

(ответственность должна быть равна его полномочиям);

единство распорядительства, т. е. решение (или рас­поряжение) должно исходить

от непосредственного руко­водителя, На практике это означает, что вышестоящий

ру­ководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего

руководителя;

строгая ответственность, т.е. управленческие решения не должны противоречить

друг другу;

обоснованность — это означает, что управленческое решение должна быть принято

на основе достоверной ин­формации о состоянии объекта с учетом тенденций его

развития;

конкретность;

полномочность — управленческое решение должно быть полномочным, т.е. должно

быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;

своевременность — управленческое решение должно быть своевременным, ибо

задержка решения резко сни­жает эффективность управления.

Таковы основные требования, предъявляемые к ка­честву управленческих решений.

Эти-требования следу­ет в полной мере учитывать в процессе подготовки,

при­нятия и организации выполнения управленческих ре­шений.

     III.           Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих

решений

Процесс решения включает три основные фазы: под­готовку, принятие и

организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные

этапы.

     Фаза подготовки управленческого решенияпод­разделяется на

следующие этапы: уяснение проблемs, анализ исходной ситуации, постановка

задачи, разработка вариантов решения.

На этапе  уяснения проблемы нео6ходимо четко пред­ставить желаемую

ситуацию и трудности, которые связа­ны с ее достижением. При этом важно ясно

определить, что можно сделать для решения проблемы внутри систе­мы и что и в

какой степени зависит от окружающей среды.

Следующий этап предполагает анализ исходной си­туации. На этом этапе

анализируют потенциал органи­зации и состояние окружающей среды на момент

при­нятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или

получения желаемого резуль­тата.

     Постановка задачи— это этап, в ходе которого конеч­ную цель подразделяют

на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные

с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную

определенность и определенную последовательность решения.

     Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки

управленческого решения. Основ­ное содержание этого этапа заключается в

предложении различных вариантов решения поставленных задач. К раз­работке

вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов

может быть различ­ным, но каждый вариант должен содержать четкую фор­мулировку

задачи, основные этапы ее решения по време­ни и данные о необходимых ресурсах

{материальных, тру­довых, финансовых), а также возможные последствия

осу­ществления данного варианта.

     Фаза принятия решениявключает анализ предлага­емых вариантов и

выбор оптимального варианта.

     Анализ предлагаемых вариантов решения осуществля­ется обычно

руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор

критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого

варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критери­альных  показателей   с

аналогичными   показателями   по каждому варианту.

     Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по

результатам анализа предложенных ва­риантов. Оптимальный вариант —это наилучший

вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на характике любой из

Информация о работе Альтернативные действия, их анализ и выбор оптимального варианта