Виды долговых обязательств в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является рассмотрение видов долговых обязательств в РФ.

Таким образом, для достижения цели работы необходимо:

рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить структуру государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….................. 3

1. Сущность долговых обязательств…………………………………………………… 4

2. Виды долговых обязательств в РФ …………………………………………………. 8

2.1. Классификация государственного долга ………………………………………… 8

2.1.1. Виды государственного долга ………………………………………………….. 8

2.1.2. Формы государственного долга ………………………………………………. 10

2.2. История долговых обязательств в РФ ……………………………………….….. 11

2.2.1. Государственные займы ………………………………………………………... 11

2.2.2. Кредиты, полученные Правительством ……………………………………….. 21

2.2.3. Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством……….. 22

2.3. Современное состояние долговых обязательств в РФ …………………………. 23

2.3.1. Внутренний долг России, его современное состояние ……………………... 23

2.3.2. Внешний государственный долг, его современное состояние …………….. 25

Заключение …………………………………………………………………………..... 29

Библиографический список ………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

       2.1.2 Формы государственного долга

       В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. История долговых обязательств в РФ

       2.2.1. Государственные займы

       Эмиссия государственных долговых обязательств Российской Федерации стала осуществляться с 1990 г.

       1. Государственный Российский республиканский  внутренний 5%-ный заем 1990 г. был выпущен в соответствии с Постановлением СМ РСФСР № 62 от 20 февраля 1990 г. Эти ценные бумаги были выпущены достоинством 5 000, 10 000, 25 000 и 100 000 руб. Срок действия — 16 лет с 1 января 1990 г. по 1 января 2006 г. Ежегодный доход по облигациям составлял 5%, при этом он включался в общую сумму прибыли предприятий и не облагался налогом. С учетом этого реальный уровень доходности облигаций вырастал до 9%.

       Планировалось, что выкуп этих облигаций будет  производиться начиная с 1 января 1996 г. в течение 10 лет на основе ежегодных тиражей погашения, проводимых с декабря 1995 г.

       Облигаций этого займа предполагалось разместить на сумму 50 млрд. руб. Однако выпущены они  были на сумму 1 млрд. руб., распространение  началось в конце 1990 г.

       Особенностью распространения этих облигаций явилась организация продажи в форме закрытых аукционов заявок.

       Облигаций этого займа было размещено на 500 млн. руб. Большое количество облигаций  было реализовано коммерческим банкам, так как они имели право учитывать эти ценные бумаги в качестве обязательных резервов в Госбанке СССР и Центральном банке России. После отмены Центральным банком России этого положения (28 февраля 1991 г.) спрос на облигации резко упал, и значительная их часть оказалась не распроданной. Право учета в качестве обязательных банковских резервов после длительных дискуссий все же сохранили для уже приобретенных облигаций, а для вновь продаваемых подобная отмена послужила мощным фактором падения спроса.

       Обслуживание  этого займа осуществляется через Мосбизнесбанк. Центральный банк России в размещении и обслуживании займа не участвовал.

       2. Облигации Государственного республиканского  внутреннего займа РСФСР 1991 г.  были выпущены сроком на 30 лет  с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. Облигации  реализовывались только среди юридических лиц. Заем выпускался как свободно обращающийся. Владельцы облигаций займа могли перепродать их через учреждения Банка России другим юридическим лицам.

       Этот  заем был выпущен на покрытие задолженности  республиканского бюджета РСФСР Центральному банку в общем размере 79,7 млрд. руб. Эта сумма сложилась из 30 млрд. руб. государственного долга, образовавшегося по состоянию на 1 декабря 1990 г., и 49,7 млрд. руб. списанной задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по ссудам банков.

       Заем  был выпущен Минфином под 5% годовых. Поскольку весь заем был куплен Центральным  банком, Минфин обязался выплачивать  банку ежемесячно начиная с 1 января 1991 г. 5% годовых от суммы остатка  фактической задолженности банку по внутреннему республиканскому государственному долгу (т. е. 4 млрд. руб. в год). В 1991—1993 годах эти суммы относились на увеличение государственного республиканского долга (т. е. задолженности Минфина ЦБ), а с 1994 гг. эти средства предусматривались в расходной части бюджета РФ.

       Вследствие  ряда объективных причин облигации  данного вида не получили широкого распространения. Операции с ними ведутся весьма вяло, и они не получили ни фискального, ни регулирующего значения.

       3. Первый Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г. был выпущен на общую сумму 9 млрд. руб. в виде облигаций по 50 тыс. руб. со сроком обращения три года. Объем займа — 9 млрд. руб., разбитых на три выпуска по 3 млрд. руб. Каждый выпуск осуществлялся со специального согласия Минфина. Срок займа — три года, с 1 октября 1991 г. по 1 октября 1994 гг. Форма выпуска — безбумажная, он выпускался в виде специальных именных счетов заимствования (счета депо), записи на которых осуществляются в суммах, кратных 50 000 руб. Заем был размещен на сумму 55 млн. руб. Доход по облигации за первый год должен был составить 8,5%. Однако данный вид облигаций совершенно не пользовался спросом как у государственных, так и у коммерческих структур.

       Идя навстречу пожеланиям клиентов, Минфин изменил сроки выплаты доходов: доход стал выплачиваться ежеквартально. В первом году доход был равен 8,5% (с учетом того, что доход не облагается налогом, реальная доходность достигала 11—12%; во втором и третьем году уровень процентной ставки планировалось уточнять исходя из конкретных условий, складывающихся на финансовом рынке, но не ниже 8,5% годовых). При этом инвесторы имели право потребовать возврата вложенных в долговые обязательства займа средств, если измененные процентные условия по купону очередного года окажутся для них неприемлемыми. Таким образом, в практике российских ценных бумаг появился новый инструмент — облигация с плавающей процентной ставкой.

       Погашение займа — единовременное, по номиналу. При наступлении сроков погашения займа специальные счета заимствования закрываются с перечислением суммы долга на расчетные (корреспондентские) счета владельцев долговых обязательств займа. Владельцы средств на специальных счетах заимствования могут свободно перепродать их другим предприятиям или учреждениям по ценам, складывающимся на рынке ценных бумаг.

       Выпуск  практически потерпел неудачу, не дал  сколько-нибудь значительного фискального  эффекта и не сыграл никакой роли в развитии технологии эмиссии государственных ценных бумаг.

       4. Золотые сертификаты 1993 г. В сентябре 1993 г. Министерство финансов РФ объявило о начале распространения золотого сертификата. Золотые сертификаты выпускались сроком на один год. Эмитентом сертификатов являлся Минфин. Эмиссия осуществлялась с 27 сентября 1993 г. в виде отдельного выпуска. Золотые сертификаты Минфина являлись именными.

       Номинал сертификата составлял 10 кг золота пробы 0,9999. Доходность по сертификатам гарантировалась Минфином РФ на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США, публикуемой в газете «Файненшл Тайме», плюс 3%.

       Объем эмиссии золотых сертификатов Минфин был определен в сумме, эквивалентной стоимости 100 т золота пробы 0,9999 по цене лондонского рынка (второй фиксинг) на дату начала эмиссии в рублях РФ. Пересчет стоимости сертификатов в рубли осуществлялся по курсу ЦБ на эту же дату.

       Основные  условия продажи золота путем  выпуска Минфином золотых сертификатов 1993 г. были утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства  Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. В целях обеспечения золотых сертификатов 1993 г. 100 т золота в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. № 980 было депонировано Минфином РФ в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

       Цена продажи золотого сертификата устанавливалась Минфином в соответствии с «Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов РФ золотых сертификатов 1993 г.». В течение первых двух недель после начала размещения сертификаты продавались по номинальной стоимости, рассчитанной исходя из эквивалентной цены золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке (второй фиксинг), на дату начала эмиссии в рублях РФ. В дальнейшем Минфин продавал сертификаты с премией. Продажа сертификатов осуществлялась им путем размещения среди группы уполномоченных коммерческих банков.

       Владельцы золотых сертификатов имели право  владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им золотыми сертификатами в соответствии с действующим законодательством с учетом ограничений, предусмотренных договорами, заключаемыми на основании Положения Министерства финансов «О порядке продажи, учета, совершения сделок и погашения именных золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федерации выпуска 1993 года». Переход права собственности на золотой сертификат осуществлялся только после заключения договора (сделки) купли-продажи в порядке, определенном действующим законодательством и Положением Минфина РФ, с момента перечисления денег со счета Покупателя на счет Продавца.

       Минфин  регистрировал сделки купли-продажи  только с целыми золотыми сертификатами. Порядок продажи долей золотых сертификатов и учета долевой собственности устанавливается уполномоченными коммерческими банками России самостоятельно.

       Участниками первичного рынка золотых сертификатов являлись Минфин (Продавец) и уполномоченные коммерческие банки РФ (Покупатели), приобретающие золотые сертификаты непосредственно у Минфина и обозначенные на оборотной стороне золотых сертификатов их первыми владельцами.

       Уполномоченные  коммерческие банки имели право  продажи как целых, так и долей  золотых сертификатов своим клиентам — юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам — на договорной основе.

       Дробление одного золотого сертификата не могло  быть произведено менее чем на одну сотую его номинала (т. е. 100 г золота).

       Начисление  и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились  Минфином ежеквартально в рублях РФ (на 1 января, 1 апреля, 1 июля 1994 г.), а  на 1 октября 1994 г. — при погашении  золотого сертификата.

       В соответствии с действующим налоговым  законодательством процентный доход, выплачиваемый Минфином по золотому сертификату, не облагался налогом на прибыль, на доход по банкам и подоходным налогом.

       В октябре 1994 г. золотые сертификаты начали погашаться. Причем погашение могло быть осуществлено в денежной и натуральной форме. Погашение сертификатов было осуществлено Минфином в конце сентября — начале октября 1994 г. по средней цене золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке в августе-сентябре 1994 г. в рублях РФ или путем передачи золота в количестве, соответствующем номиналу сертификата. Пересчет стоимости сертификатов в рубли осуществлялся по курсу Центрального банка РФ.

       5. Государственные краткосрочные  бескупонные облигации РФ. По  мере развития экономической реформы, изменения механизма формирования бюджета, расширения операционных возможностей коммерческих банков в России в 1992—1993 гг. сложились объективные предпосылки для создания высоколиквидного рынка краткосрочных государственных ценных бумаг. Формирование рынка позволило бы решить ряд важных макроэкономических задач: при умелом управлении несколько сократить инфляционное финансирование бюджетного дефицита, предоставить участникам рынка высоколиквидный и надежный инвестиционный инструмент, дать ЦБ и Минфину дополнительный рыночный рычаг воздействия на экономику и проведение денежно-кредитной политики через операции на «открытом рынке».

       С 18 мая 1993 г. стали осуществляется эмиссия  и регулярные торги по государственным  краткосрочным бескупонным облигациям Российской Федерации (ГКО).

       Эмитентом ГКО является Минфин.

       ГКО — именная бескупонная (дисконтная) государственная ценная бумага. Доходом  по ГКО является разница между  ценой реализации (номиналом) и ценой  покупки (на вторичном рынке или на аукционе). ГКО выпускаются в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.

       Доход по ГКО налогом не облагается в  соответствии с действующим законодательством.

       Банк  России — активный участник рынка  ГКО. Операции ЦБ на открытом рынке ГКО являются средством проведения его денежно-кредитной политики.

       Все операции по обращению ГКО осуществляются через учреждения ЦБ или уполномоченные им организации.

       6. Казначейские обязательства Российской  Федерации. С осени 1994 г. по 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г. Минфин выпускал казначейские обязательства (КО), являвшиеся государственными ценными бумагами.

       Эмитентом КО являлся Минфин, который выпускал КО для погашения текущей бюджетной задолженности государства перед предприятиями, имеющими право на получение дотаций из государственного бюджета, а также для сглаживания пиков расходования бюджетных средств. Кроме того, КО использовались для разрешения проблем неплатежей между предприятиями (при этом КО представляют собой своеобразный суррогат денег).

       КО  — процентная государственная ценная бумага. Ставка дохода по КО устанавливалась  в зависимости от срока начала погашения (по всем сериям ставка процентного дохода составляла 40%). Номинал КО составлял 1 млн. руб. Срок обращения КО варьировался в зависимости от выпуска (как правило, один год). Срок начала погашения КО — обычно 120 дней.

Информация о работе Виды долговых обязательств в РФ