Управление социальным развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Это сложнейшая социально-экономическая задача, одна из главных проблем является большой разрыв в социально-экономическом развитии регионов. На данный момент, по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. Негативные тенденции в российской экономике свидетельствуют об экономическом застое из-за отсутствия сбережений у большей части населения и соответственно невозможности привлечения инвестиций в развитие инновационных производств.

Работа содержит 1 файл

20 voprosov!.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

 В рамках экономического, или делового, цикла экономика проходит несколько фаз: спад; дно; подъем; пик. Причины экономических циклов могут быть внутренними и внешними. Экономические циклы можно делить: по продолжительности; по причинам и механизму протекания.

Циклическому  развитию экономики свойственны  также периодически повторяющиеся кризисы, предшествующие депрессии. Обычно кризисы проявляются в несоответствии производства и потребления. Причинами экономических кризисов могут быть: несовпадение по времени моментов продажи и оплаты товаров, неплатежеспособность покупателей, несовпадение структур предложения и спроса 
 

Теория  длинных волн Н. Кондратьева.

В настоящее  время в мировой экономической  науке с именем известного советского экономиста Н.Д. Кондратьева связывают  такие понятия как "длинные  волны Кондратьева" или "большие циклы конъюнктуры Кондратьева".

Теория рассматривает  спады и подъемы в экономической жизни любой страны,  а также причины возникновения спадов и подъемов экономической динамики. Длинные волны называют еще «большими циклами Кондратьева». Циклы по Кондратьеву выражаются изменениями, либо уравнений экономических показателей, либо темпов их динамики и носят международный характер.

Эта теория доказывала, что страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 40 – 60 лет (более подробное рассмотрение этого вопроса будет представлено в соответствующем разделе реферата). Тем самым впервые в мировой экономической науке Кондратьев сумел доказать, что время является самостоятельной и важной экономической категорией, с которой надо считаться при регулировании хозяйства любой страны.

Такие большие  циклы, по мнению русского ученного, рождаются  после или вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества (внедрение крупных изобретений и открытий ученых, появление на мировом рынке новых групп стран и т. д.). При этом подъем волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции. Реальной же материальной основой «длинных волн» является коренное обновление человечеством тех видов производственных сооружений и оборудования, которые имеют особенно длительные сроки службы (железные дороги, мосты, каналы, плотины и т. д.). Эти выводы вызвали большой интерес во всем мире: о работах Николая Дмитриевича Кондратьева немедленно с похвалой отозвались крупнейшие ученные, включая Кейнса, Шумпетера и других. Иная судьба ждала теорию «длинных волн» и ее автора в самой России. 

5. Неравномерность  инновационной активности и её причины.

Концепция неравномерности инновационной активности занимает важное место в современных исследованиях в высокоразвитых странах мира. Неравномерность инновационной активности объясняется особенностями функционирования рыночной экономики. Неравномерность инновационной активности ориентируясь на чистую прибыль, предприниматели руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. Наличие длинных волн экономической динамики объясняется неравномерностью инновационной активности. Базисные нововведения, связанные с радикальной перестройкой производства, внедряются не равномерным или случайным образом.

Дальнейшем падении инновационной активности, а следовательно, об углублении инновационного кризиса, что жестко сдерживает прогрессивные структурно-технологические преобразования производства. 

Политика стимулирования инновационной активности мелкого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления - от федерального правительства до муниципалитета. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.  

 Причины неравномерности инновационной активности, несоответствуюшее финансирование, что объясняется неравномерным характером инновационного процесса. 

Пример с Россией.

Международные сопоставления  показывают, что нормированная наукоемкость экономики современной России, основанной на частном предпринимательстве,  характеризует ее неудовлетворительную инновационную активность. Главная причина - это ментальность российских предпринимателей, ориентированных не на долговременную трудную работу, но на организацию таких производств, которые позволяют реализовать принцип: все и сейчас. Этот подход отрицает сложную  и лишь с некоторой вероятностью прибыльную работу по созданию современного инновационного производства. 

6. Классическая и  инновационная модели  предпринимательства.

Классическая  модель предпринимательства - это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти. Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

Инновационная модель предпринимательства - связана с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.

Предприниматель должен всегда иметь инновационный  подход к деятельности (т. е. новаторство в использовании имеющихся факторов производства услуг, в поисках и привлечении новых потребителей услуг, факторов производства, новых рынков сбыта и нетрадиционных организационных форм деятельности).  

7. Инновационный процесс  , его структура  и содержание.

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Структура. В целом инновационный процесс охватывает проведение фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок, опытно-конструкторских работ, организацию производства новых товаров, продвижение новых товаров на рынки и обеспечение их использования конечными потребителями. Этот процесс направлен на создание востребованных рынком новых товаров (продуктов, услуг и технологий), поэтому целевая ориентация и темпы осуществляемой в его рамках инновационной деятельности существенно зависят от состояния социально-экономической среды, в которой он осуществляется. Ввиду не полноты первоначальных представлений о полном наборе потребительских свойств нового товара может происходить расширение (по сравнению с первоначально предполагавшейся) области его применения. При этом инновационный процесс может продолжаться за счет выхода нового товара (при осуществлении некоторой его модификации) в новые для него области применения и на новые рынки.

  Содержание инновационного процесса.

Создание  новых продуктов, обладающих высокими техническими, потребительскими и экономическими параметрами, представляет собой весьма сложный процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа как внешних, так и внутренних исполнителей, теснейшим образом связанный со всеми другими сферами деятельности предприятия. Можно выделить три основные фазы инновационного процесса: исследовательская фаза или формирование концепции продукта ;проектирование нового продукта; освоение производства нового продукта и продвижение его на рынок.

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновациям присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

8. Понятие и классификация инноваций.

Классификация. Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные  классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

  1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
  12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

Рассматривая  различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

Обшее понятие инноваций. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс. 
 
 

9. Понятие и типы  инновационной стратегии. 

Понятие.

Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей  новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Развитие любой  организации предполагает постановку целей, формирование нового образа будущего организации и в конечном итоге  требует разработки стратегии развития. Успешные организации используют стратегическое управление для создания новой корпоративной культуры, обеспечивающей в организации состояние постоянной готовности к переменам, неожиданным событиям, активную реакцию и адаптацию к изменениям. Стратегическое управление в конечном итоге – ответ на вызов внешнего окружения. Разработка стратегии развития далеко не всегда требует инновационных подходов. 
Теория и практика стратегического и проектного управления выработали ряд универсальных стратегий. Их обычно называют «базовыми» или «эталонными», поскольку на их основе можно выбрать альтернативную (в т.ч. инновационную) стратегию развития конкурентных преимуществ фирмы, ориентируясь на имеющийся потенциал, возможности и угрозы внешнего окружения. Каждая стратегия роста в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы.

Информация о работе Управление социальным развитием