Учет товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Учет товаров
Товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Товарно-материальные ценности, приобретенные для продажи, учитываются на активном счете 41 «Товары». В настоящее время торговые организации могут вести учет товаров по покупным ценам (при оптовой торговле) и по продажным ценам (в розничной торговле и общественном питании). Именно поэтому организация учета товаров на предприятиях розничной торговли и оптовой торговли может несколько различаться.

Работа содержит 1 файл

Учет товаров.docx

— 104.65 Кб (Скачать)

Учет товаров

  Товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

  Товарно-материальные ценности, приобретенные для продажи, учитываются на активном счете 41 «Товары». В настоящее время торговые организации могут вести учет товаров по покупным ценам (при оптовой торговле) и по продажным ценам (в розничной торговле и общественном питании). Именно поэтому организация учета товаров на предприятиях розничной торговли и оптовой торговли может несколько различаться.

  Организации оптовой торговли в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета результат от продажи товаров определяют на счете 90 «Продажи» как разницу между продажной и покупной ценами товара и издержками обращения. Организации розничной торговли помимо счета 41 «Товары» используют счет 42 «Торговая наценка» для доведения покупной цены товаров до продажной.

  Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном снабженческими, сбытовыми и торговыми организациями, а также организациями общественного питания.

  В промышленных и других производственных организациях счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации на промышленных предприятиях, не включается в себестоимость выпускаемой продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.

  Важным критерием организации учета товаров на счете 41 «Товары» является фактическое нахождение их на складе организации, т.е. фактическое нахождение под контролем ее материально ответственных лиц. Отсюда передача товаров сторонним лицам с сохранением при этом права собственности на них требует, с одной стороны, отражения их на балансе, а с другой - списания со счета 41 «Товары». Планом счетов бухгалтерского учета для отражения товаров, переданных сторонним лицам во исполнение договора поставки или на реализацию по договорам комиссии, поручения или агентскому договору, выделяется специальный счет 45 «Товары отгруженные».

  Товары, переданные для переработки другим организациям, не списываются со счета 41 «Товары», а учитываются обособленно.

  Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

 К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:

 41-1 «Товары на складах» - учитывается наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания и т.п.;

 41-2 «Товары в розничной торговле» - учитывается наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания;

   41-3 «Тара под товаром и порожняя» - учитывается наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в розничных организациях и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания);

   41-4 «Покупные изделия» - организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, пользующиеся счетом 41 «Товары», учитывают наличие и движение товаров (применительно к порядку, предусмотренному для учета производственных запасов).

  Товары могут поступать от поставщиков, комитентов, спонсоров, учредителей как вклад в уставный (складочный) капитал. Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения (табл.1.1). Организация, занятая розничной торговлей товаров по продажным ценам, одновременно с этой записью делает запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, наценки).

Таблица 1.1Типовая корреспонденция счетов по поступлению товаров

 

  Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

  Товары, являющиеся собственностью организации, согласно п. 5 ПБУ 5/01 принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В разделе II данного ПБУ подробно излагается порядок определения фактической себестоимости товаров:

- приобретенных за плату;

- внесенных в счет вклада в уставный (складочный) материал;

- полученных безвозмездно;

- приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.

 

  Оценка стоимости товаров заключается в выборе учетной цены, т.е. цены, по которой приходуют и списывают товары. Исходя из предписаний ПБУ 5/01 возможны два варианта учетных цен на товары:

 1) стоимость приобретения: полная (с учетом всех затрат); неполная (без затрат по заготовке и доставке);

 2) продажная: полная стоимость приобретения плюс наценка; неполная стоимость приобретения плюс наценка. Этот вариант может быть только у организаций розничной торговли.

  Продажа товаров регулируется различными видами договоров: поставки, розничной купли-продажи, комиссии, мены и др.

  Для правильного определения выручки от продажи большое значение имеет определение момента реализации товаров, т.е. момента, с которого товары, отгруженные или отпущенные покупателю, считаются проданными. С точки зрения бухгалтерского учета момент реализации также можно определить как время, когда организация имеет право (и должна) кредитовать счет 90-1 «Выручка».

  Для целей бухгалтерского учета момент реализации товаров совпадает с моментом перехода прав собственности на товары от продавца к покупателю.

  Для целей обложения НДС моментом определения налоговой базы является ранняя из дат:

- день отгрузки (передачи) товаров покупателю;

- день оплаты товаров (при безналичных расчетах) - поступление средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - поступление денег в кассу.

  Для целей обложения налогом на прибыль согласно ст. 271 НК РФ моментом реализации товаров признается день отгрузки товаров покупателю при условии перехода к нему права собственности на эти товары.

  Но в виде исключения из этого правила ст. 273 НК РФ устанавливает, что для организаций, у которых в среднем за предыдущие четыре месяца сумма чистой выручки от реализации товаров (без НДС) не превышает один миллион рублей за каждый квартал, момент реализации товаров определяется по кассовому методу.

  Организации розничной торговли, как было отмечено выше, могут вести учет товаров по покупным или по продажным ценам. Выбор способа следует закрепить в приказе об учетной политике. В первом случае по общему правилу товары учитываются в сумме так называемых фактических затрат на их приобретение, во втором - товары оцениваются в учете в ценах их предполагаемой продажи.

  Большинство организаций предпочитают организовывать учет товаров по второму методу. При этом покупная стоимость товаров отражается на счете 41 «Товары», а разница между покупной ценой товаров (за минусом НДС) и их продажной ценой с НДС учитывается на счете 42 «Торговая наценка».

 Счет 42 «Торговая наценка» пассивный, имеет кредитовое сальдо, которое показывает сумму торговой наценки, приходящуюся на остаток товаров, и предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях розничной торговли, если их учет ведется по продажным ценам.

  В организациях общественного питания на данном счете учитываются суммы торговых скидок и накидок на продукты питания и товары, находящиеся в кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, прибавляемые в установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции по продажным ценам.

 Суммы скидок (накидок) в части, относящейся к реализованным товарам, сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» (табл.1.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2Типовая корреспонденция счетов по реализации товаров и учету торговой наценки

 

  Суммы скидок (накидок) в части, относящейся к реализованным и отпущенным товарам со складов и баз, определяются согласно выписанным счетам-фактурам и списываются (сторнируются) в аналогичном порядке. Относящиеся к нереализованным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

   В дальнейшем при реализации и списании товара сумма торговых наценок (скидок) по реализованным товарам исчисляется по среднему проценту.

Средний процент исчисляется  ежемесячно следующим образом:

 1) сальдо на начало месяца по счету 42 «Торговая наценка» за вычетом оборота по дебету счета 42 «Торговая наценка» складывается с суммой наценки, произведенной за текущий период;

 2) сальдо товаров на начало месяца складывается с продажной ценой реализованных за отчетный период товаров;

3) отношение показателя, полученного в п. 1, к показателю, полученному в п. 2, умножается  на 100%.

  Сумма торговой наценки, приходящаяся на реализованные товары, определяется умножением продажной цены реализованных товаров на средний процент торговой наценки (скидки).

  При списании стоимости недостающих и похищенных товарно-материальных ценностей суммы скидок (накидок), относящиеся к данным ценностям, отражаются записями по дебету счета 42 «Торговая наценка» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»).

  Отражение товаров по ценам продажи, как правило, предполагает только их стоимостной учет. Метод учета товаров по продажным ценам позволяет легко определить сумму реализованных товаров. Она будет полностью соответствовать сумме выручки, поступившей в кассу и зафиксированной счетчиками контрольно-кассовых машин при печатании чеков. Так же несложно определить учетный остаток товаров на любой момент времени, что немаловажно для организации контроля за их сохранностью.

  Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам на складах и базах, в организациях розничной торговли и к товарам отгруженным.

 Таким образом, если в Главной книге организации розничной торговли имеется остаток по счету 41 «Товары», то ему обязательно должен соответствовать и присутствовать остаток на счете 42 «Торговая наценка».

  Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей товаров, то есть издержек обращения, в организациях торговли и общественного питания используют отдельный специальный счет 44 «Расходы на продажу». Учет издержек обращения в целях бухгалтерского учета регламентирован ПБУ 10/99 «Расходы организации».

  Счет 44 «Расходы на продажу» активный, по дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов; по кредиту счета эти расходы списываются на реализованный товар. Указанные издержки оформляются следующими бухгалтерскими записями (табл.1.3).

 

 Таблица 1.3Типовая корреспонденция счетов по реализации товаров и учету торговой наценки

 

  Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным выше статьям расходов.

  По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции расходы относятся прямым путем, а при невозможности их прямого списания они распределяются пропорционально производственной себестоимости продукции, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

 Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.

 

В соответствии с ПБУ 10/99 организации торговли имеют право  выбрать один из вариантов списания расходов по продажам:

- полностью в текущем отчетном периоде;

- пропорционально стоимости проданных товаров.

Здесь следует учитывать, что распределению подлежат только транспортные расходы. Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно списывают на стоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

В торговых организациях сумма  издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров  на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения  и производства за отчетный месяц  с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются транспортные  расходы на остаток товаров  на начало месяца и произведенные  в отчетном месяце;

2) определяется сумма  товаров, реализованных в отчетном  месяце, и сумма остатка товаров  на конец месяца;

3) отношением определенной  в п. 1 суммы издержек обращения  и производства к сумме реализованных  и оставшихся товаров (п. 2) определяется  средний процент издержек обращения  и производства по общей стоимости  товаров;

4) умножением суммы остатка  товаров на конец месяца на  средний процент указанных расходов  определяется их сумма, относящаяся  к остатку нереализованных товаров  на конец месяца.

Информация о работе Учет товаров