Сущность, структура бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Вообще бюджет – это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Бюджетная система.docx

— 130.81 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Министерство  образования и  науки РФ

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 

 
 
 

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

вариант №5 
 
 
 

Выполнила студентка 5 курса,                                            Кудрявцева

заочного отделения                                                     Татьяна Андреевна

факультета Социального 

страхования, экономики 

и социологии труда,                                  

специальность «Финансы и кредит»                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2012

 

  1. Сущность, структура бюджетной  системы РФ

     В Бюджетном кодексе (Федеральный  закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ) дано следующее  определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

     Вообще бюджет – это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств.

     В материальном смысле бюджет – это централизованный денежный фонд, формируемый РФ, субъектам РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимает бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета.

     В юридическом смысле бюджета – это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований. Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений и организаций.

     Финансовый  год в Российской Федерации продолжается с 01 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как  правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях финансового  кризиса и инфляции в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета  на более короткий срок (квартал).

     Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы.

     Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из трех уровней:

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений

     Каждый  из уровней бюджетной системы  решает свои конкретные задачи социально-экономического развития.

 

Принципы построения бюджетной системы РФ

     Характеристика  бюджетной системы предполагает не только определение состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов  ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействие друг с другом. 

     1. Принцип единства  бюджетной системы  РФ (статья 29 БК РФ) означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и т.д. 

     2. Принцип разграничения  доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов  между бюджетами  бюджетной системы  РФ (статья 30 БК РФ) означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. 

     3. Принцип самостоятельности  бюджетов (статья 31 БК РФ) означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

  • самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
  • самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов и др.
 

     4. Принцип равенства  бюджетных прав  субъектов РФ, муниципальных  образований (статья 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом РФ. 

     5. Принцип полноты  отражения доходов,  расходов и источников  финансирования дефицитов  бюджетов (статья 32 БК РФ) означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. 

     6. Принцип сбалансированности  бюджета (статья 33 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. 

     7. Принцип результативности  и эффективности  использования бюджетных  средств (статья 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 

     8. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов  бюджетов (статья 35 БК РФ) означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований), добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан и др. 

     9. Принцип прозрачности (открытости) (статья 36 БК РФ) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований и т.д. 

     10. Принцип достоверности  бюджета (статья 37 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 

     11. Принцип адресности  и целевого характера  бюджетных средств (статья 38 БК РФ) означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. 

     12. Принцип подведомственности  расходов бюджетов (статья 38.1 БК РФ) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. 

     13. Принцип единства  кассы (статья 38.2 БК РФ) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 

  1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

     Бюджетный процесс – регламентируемые нормами права деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и контроль за их исполнением.

     Бюджетный кодекс РФ (Глава 18 БК РФ) определил  полномочия законодательных, исполнительных органов власти, Банка России и  других участников бюджетного процесса. 

     Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.
 

    Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Сущность, структура бюджетной системы РФ