Сущность и содержание бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Работа содержит 1 файл

Сущность и содержание бюджетного процесса.docx

— 19.41 Кб (Скачать)
        1. Сущность  и содержание бюджетного процесса
 

     Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчетности.

     Задачи  бюджетного процесса:

     1) Определение доходов бюджета  по отдельным налоговым и др. платежам, а также общего объема  в соотв. с общими прогнозами  и целевыми программами социального  и экономического развития;

     2) осуществление бюджетного регулирования;

     3) Установление расходов по целевому  назначению, а также их общего  объема исходя из потребности  общегосударственного мероприятия,  предусмотренного бюджетом;

     4) Повышение роли перспективности  бюджетного планирования (прогнозирования);

     5) Контроль за финансовой деятельности  отдельных юридических лиц и  доходов отдельных граждан при  выполнения ими налоговых обязательств;

     6) Автоматизация процесса составления  и исполнения бюджета. Бюджетный  процесс включает в себя:

     1) а) сводное финансовое планирование  и прогнозирование.

     б) составление бюджета.

     2) в) рассмотрение и утверждение  проекта бюджета.

     3) г) исполнение бюджета в течение  бюджетного года.

     д) анализ и контроль исполнения бюджета.

     4) е) составление отчета об исполнении  бюджета и его утверждении.

     Законодательные органы - федеральное собрание, представительные органы власти субъектов РФ, а также  местные органы самоуправления рассматривают  и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль. Формируют и устанавливают статус органов, осуществляющих контроль за исполнением  бюджетов.

     Составление проекта бюджета и его исполнение, предоставление бюджета на утверждение  в законодательных органах - это  функции исполнительных органов.

     Организация, методическая и практическая работа по составлению и исполнению бюджета  возлагается на Минфин РФ. Министерство по налоговым сборам осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие  бюджеты налогов и др. платежей, установленных законодательством.

     Правовые  основы организации бюджетного процесса подразумевают раскрытие таких  понятий как, понятие и принципы бюджетного процесса, порядок составления  проектов бюджетов, стадии бюджетного процесса, распределение компетенции  между органами государственной  власти (органами местного самоуправления) по осуществлению стадий бюджетного процесса и закреплены в Бюджетном  кодексе РФ. 

     2. Стадии бюджетного  процесса 

     Формирование  бюджетов включает в себя следующие  три стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение.

     Исполнение  бюджетов - это четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом  цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и  утверждение отчетов об исполнении бюджетов. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов устанавливается законодательством  Российской Федерации, законодательством республик в составе РФ и иных субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления.

     Основные  положения формирования бюджетов установлены  Бюджетным Кодексом РФ. На основе российского  законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают  свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

     Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в  Российской Федерации от начала составления  бюджетов до утверждения отчетов  об их исполнении занимает период в 3,5 года. Срок действия утвержденного  бюджета называется бюджетным годом. В нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным  годом (с 1 января по 31 декабря).

     В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов.

     Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения  компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление  и исполнение бюджетов относится  к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение  и контроль за исполнением бюджетов – к функциям органов представительной власти.

     Всем  без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации  бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной  системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип  специализации бюджетных показателей  реализуется через бюджетную  классификацию – систематизированную  группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная  классификация оформляется специальным  юридическим актом.

     Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

     Для бюджетного процесса характерен и принцип  ежегодности, выражающийся в ежегодном  повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или  меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и  бюджетного процесса, так как годовые  бюджеты принимаются в любом  случае.

     Несмотря  на то, что каждый субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления формируют и исполняют свои бюджеты  самостоятельно, это не исключает  наличия процессуальных юридических  норм, устанавливающих общие положения  порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в бюджетном законодательстве Российской Федерации и состоят в следующем.

     1. Составление бюджетов производится  в соответствии с прогнозом  и программами социально-экономического  развития территорий. Это означает, что до составления проектов  бюджетов разрабатываются планы,  прогнозы развития национально-государственных  и административно-территориальных  образований и соответствующие  целевые программы. На основе  этих разработок исполнительные  органы власти вносят предложения  в представительные органы власти  о доходах и расходах проекта  соответствующего бюджета, а также  представляют информацию, о прогнозируемом  консолидированном бюджете и  минимальных бюджетах нижестоящего  территориального уровня в представительный  орган власти в порядке и  в сроки, установленные этим  представительным органом власти.

     2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее, чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).

     Соответственно  исполнительные органы власти субъектов  Российской Федерации в сроки, установленные  их представительными органами власти, доводят до представительных и исполнительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов их бюджетов, в том числе  социальные нормы и нормативы, включая  нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

     В случае несбалансированности доходов  и минимально необходимых расходов бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных образований их органы исполнительной власти представляют в соответствующий вышестоящий орган исполнительной власти в установленные сроки необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

     3. В основе составления проектов  бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований лежат:

     – проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов  и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;

     – показатели дотаций и субвенций, намечаемые к предоставлению из соответствующего вышестоящего бюджета, и их целевое  назначение;

     – перечень и фиксированные доли (в  процентах) доходов, закрепленных за бюджетами  соответствующих национально-территориальных  образований, обеспечивающих не менее 70% уровня доходной части их минимальных  бюджетов;

     – перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

     Доведение указанных показателей до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ организует Правительство  РФ не позднее чем за четыре с  половиной месяца до начала финансового  года. В свою очередь, исполнительные органы субъектов РФ в сроки, установленные  соответствующими органами представительной власти, доводят эти показатели до органов исполнительной и представительной властей нижестоящей территории.

     4. Органы исполнительной власти  тщательно анализируют показатели, доведенные до них вышестоящими  органами. При этом они могут  вносить свои предложения по  изменению и уточнению этих  показателей.

     Рассмотрение  предложений по изменению и уточнению  показателей проектов бюджетов первоначально  производится в соответствующем  вышестоящем органе исполнительной власти. В случае отклонения (полностью или частично) таких предложений вышестоящий орган исполнительной власти должен совместно с заинтересованным органом исполнительной власти составить протокол об имеющихся разногласиях. В протоколе необходимо отразить как обоснование предложений по изменению и уточнению показателей, так и обоснование отказа произвести такие изменения либо уточнения.

     В дальнейшем для рассмотрения возникших  в связи с отказом разногласий  представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты рассмотрения согласительной комиссии должны быть доведены в установленные сроки до сведения соответствующих вышестоящего и нижестоящего органов представительной власти. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.

     5. На основании разработанных планов  и прогнозов развития территорий  и целевых программ органы  исполнительной власти вносят  в соответствующие органы представительной  власти предложения о постатейном  санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты  по определению доходов бюджетов.

Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса