Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – самостоятельное изучение раздела «Территориальные финансы» для наиболее полного усвоения теоретического и нормативного материала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований

1.1. Территориальные финансы: сущность и состав………………………………4

1.2. Роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований.....................................................................................6

1.3. Функции территориальных финансов………………………………………..14

1.4. Правовая основа территориальных финансов……………………………….16

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Тер финансы.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Территориальные финансы»

на  тему «Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований»

Вариант 17 
 
 

Выполнила студентка 6 курса:

Афанасьева  Юлия Анатольевна

группа 16ФГ(день)

факультет: финансово-кредитный

№ зачетной книжки: 07ФФД41437

Проверила К.Э.Н. доцент кафедры:

Загитова  Л.Р. 
 
 
 

Уфа-2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований

1.1. Территориальные  финансы: сущность и состав………………………………4

1.2. Роль территориальных  финансов в экономическом и  социальном развитии муниципальных  образований.....................................................................................6

1.3. Функции территориальных финансов………………………………………..14

1.4. Правовая  основа территориальных финансов……………………………….16

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

     Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

     В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации - это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

     Цель  контрольной работы – самостоятельное изучение раздела «Территориальные финансы» для наиболее полного усвоения теоретического и нормативного материала. 
 
 

     1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований

     1.1. Территориальные  финансы: сущность и состав

     Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

     Муниципальное образование — городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, часть территории города федерального значения.

     В соответствии с вертикальной системой управления экономикой финансовой распределение  осуществляется по трем уровням:

    1. Федеральный;
    2. Уровень субъектов федерации (территориальный);
    3. Местный.

     Территориальные финансы охватывают два последних  уровня  и включают в себя:

    • региональные финансы - на уровне субъектов РФ;
    • муниципальные финансы – на местном уровне.

     Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансировать не только общеобразовательные школы, и но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и другие.

     С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и другие).

     Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований

     Региональные  финансы

     Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

     Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач в субъектах РФ.

     Функционирование  и развитие финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с  региональной экономической политикой. От степени обеспеченности финансовыми  ресурсами территорий зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.

Региональные  бюджеты выполняют следующие  функции:

1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Доходы  региональных бюджетов

     Эти доходы формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых доходов. Основные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов по нормативам:

     налога  на имущество организаций;

     транспортного налога.

     В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам:

     налога  на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации,;

     акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;

     акцизов на спиртосодержащую продукцию;

     акцизов на автомобильный бензин, включая  прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей — акцизов на алкогольную продукцию; акцизов на; налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного)

     налога  на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

     налога  на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

     сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

     сбора за пользование объектами животного  мира;

     государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действ или выдачи документов).

     В бюджеты субъектов Российской Федерации  — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие  на окружающую среду. В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 10%. Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество организаций — примерно 4%. Доходы от использования государственного имущества — 5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%.

     Расходы региональных бюджетов

     Основные  направления использования средств  региональных бюджетов:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

Информация о работе Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии муниципальных образований