Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 4
2. Бюджетная классификация 6
2.1 Классификация доходов бюджета 6
2.2 Классификация расходов бюджета 8
3. Межбюджетные отношения 12
4. Бюджетный процесс РФ 14
5. Бюджетные обязательства 19
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ+.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

 

Введение

 

     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Бюджет  — это зеркало государства, показатель его экономического и социального состояния и политического положения.

     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     К основным требованиям, предъявляемым  к построению бюджетов любого уровня, относятся: единство правовой базы; полнота  учета бюджетных доходов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность бюджета.

     От  бюджета субъектов РФ зависит  то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение каких задач будут направлены средства. А характеризуют региональный бюджет его доходы и расходы. 

 

1. Сущность и принципы построения бюджетной

системы Российской Федерации

 

     Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

     Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

     Она состоит из бюджетов трех уровней:

     I уровень - федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     III уровень - местные бюджеты. 

     Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Бюджетная система РФ построена на основе следующих  принципов:

     1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

     2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

     3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в:

    • наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета;
    • в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами;
    • в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти;
    • в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

     4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета.

     Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

     5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

     6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям.

     7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

     8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

     9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

2. Бюджетная классификация

 

     Основным  методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

     Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

     Такая классификация является единой для  бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, т.к. используется:

     - для составления, утверждения  и исполнения бюджета;

     - контроля за выделением и использованием  бюджетных средств;

     - обеспечения сопоставимости показателей  бюджетов всех уровней;

     - составления консолидированных  бюджетов всех уровней. 

     Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

2.1 Классификация доходов бюджета

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

     Доходы  делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).

     Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.

     Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

     - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

     - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

     - налоги на совокупный доход;

     - налоги на имущество;

     - платежи за пользование природными  ресурсами;

     - налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

     - прочие налоги, пошлины, сборы. 

     Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

     - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

     - доходы от продажи земли и  нематериальных активов;

     - поступления капитальных трансфертов  из негосударственных источников;

     - административные платежи и сборы;

     - штрафные санкции, возмещение  ущерба;

     - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

     - прочие неналоговые доходы.

     Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

     - от нерезидентов;

     - от бюджетов других уровней;

     - от государственных внебюджетных  фондов;

     - от государственных организаций;

     - от наднациональных организаций;

     - средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды. Банковский кредит под залог сельхоз имущества.

     Доходы  целевых бюджетных  фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

     В свою очередь подгруппы делятся  на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

     Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

2.2 Классификация расходов бюджета

     Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

     Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы:

       

     Классификация расходов государственного бюджета РФ:

     Функциональная  классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

     Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

     Разделы:

     - государственное управление и  местное самоуправление;

     - судебная власть;

     - международная деятельность;

     - национальная оборона;

     - правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

     - фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу; 

     - промышленность, энергетика и строительство; 

     - сельское хозяйство, рыболовство  и др.

     Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов:

     - международное сотрудничество;

     - участие в миротворческой деятельности;

     - реализация межгосударственных  договоров в рамках СНГ; 

     - международные культурные, научные и информационные связи;

     - экономическая и гуманитарная  помощь другим государствам.

Информация о работе Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации