Сущность государственного буджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Работа содержит 1 файл

Сущность государственного бюджета.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

Сущность  государственного бюджета.

Финансовые отношения,  складывающиеся у государства с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения  характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления  распределительного процесса (между  секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного  хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,  что в руках государства ежегодна должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,  решения оборонных задач,  покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они  материализуются  (овеществляются)  в  бюджетном  фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в рукахгосударства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного   бюджета.   По   экономической   сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного  хозяйства,  социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

-государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей  всего общества  и  отдельных  его  государственно-территориальных формирований ;

-с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода, реже - национального  богатства между отраслями  народного  хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;

-пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости  в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

-область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что обусловлено ключевым  положением бюджета по сравнению  с другими звеньями.

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  государственный бюджет с позиций  экономической сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так,  содержание  распределительной  функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.)  и  многоуровневого  (федеральный,  республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники  общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход;  однако  это  не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция  заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и  использование фонда денежных средств  государства - отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому  свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить  своей  роли;  произойдет  лишь  изменение  методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений,  построение  принципиально  иного,  чем  прежде, бюджетного механизма.

Большое влияние  на экономику страны способен оказывать  бюджет благодаря тому, что он может  использоваться в интересах ускорения  научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма  бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это  объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное  общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных  потребностей. 

Роль государственных  финансов в современных условиях заключается в воздействии на процесс общественного воспроизводства, поддержание темпов экономического роста, развитие ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорение НТП через бюджет. 
Основная часть государственных бюджетных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. Государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный (доход) фонд, находящийся в распоряжении правительства. Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода (НД). Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему, которая формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых и административных особенностей. 
Структура бюджетной системы в странах с унитарным устройством имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет, а с федеральным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеет промежуточные звенья – бюджеты штатов, губерний, земель, субъектов федерации. 
С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределения налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. 
Местный бюджет – бюджеты штатов, губерний, земель, субъектов федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП, экономической самостоятельности с развитием рыночных отношений, повышается и укрепляется влияние местных органов власти. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеральных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %. 
Бюджеты центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам, так и расходам. Они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромиссов. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предприниматели, профсоюзы и т.д. 
К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства целевого назначения, хотя по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Это пенсионные фонды, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их по мере усложнения экономических и социальных связей растет, так в бюджете США их более 800 фондов. В переходной экономике Казахстана их число и значение также растет  
Через бюджетную систему реализуются функции бюджета – распределительная и контрольная. 
Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств через различные каналы поступления, т.е. формирование и использование их для финансирования хозяйств, специальной политики, развитие науки, культуры, образования, обороны страны и государственного управления. 
Контрольная функция – это обеспечение правильности формирования денежных средств государства и использование их по целевому назначению. Осуществляют ее налоговые инспекции, налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы. 
Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании бюджета выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам. 
Государственный бюджет, можно сказать, есть компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и зарплаты, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами по вопросам распределения налогов, бюджетных дотаций и т.д. Каждый такой компромисс сопровождается политической, предвыборной борьбой в стенах парламента, на страницах печати. 
Структуру бюджетных расходов и доходов, а также отдельных его статей в рыночной экономике можно представить в следующем виде.

Расходная часть:

  1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50 %;
  2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ – 10-12 %;
  3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических, внутренних, служебных и займы иностранным государствам – 10-12 %;
  4. Административно-управленческие расходы, содержание правительственных органов, юстиции и прочие – 5-10 %;
  5. Платежи по государственному долгу – 7-8 %.

Доходная  часть:

  1. Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) – 75-85 %;
  2. Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли – 5-8 %;
  3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхование от безработицы – 10-12 %.

Расходная часть  бюджета, направляемая на целевое развитие и регулирование экономики, называется бюджетным финансированием. Бюджетные  расходы выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования, на принципе безвозратности. Первое место  в бюджетных расходах занимают социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Эти расходы  способствуют развитию человеческого  капитала, квалификации работника, укреплению здоровья. 
Особое значение имеет аграрное производство, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен в различных странах (государственные премии фермерам за сокращение производства некоторых сельхозпродуктов). 
В переходной экономике Казахстана аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту. 
Бюджетные расходы также идут на вооружение, содержание внешнеполитических связей, аппарата управления, на покрытие внутреннего и внешнего государственного долга, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранных инвестиций. 
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) с помощью бюджетных расходов зависит: во-первых, от относительных размеров расходуемой суммы (их доля в ВНП); во-вторых, от структуры этих расходов; в–третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. 
В целом следует отметить, что расходы бюджета играют в ГРЭ несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие его инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала. 
Доходы государственного бюджета на 85 % формируются за счет налоговых поступлений, прибылей казенной промышленности, поступлении от приватизации собственности и т.д. 
Налоги, образуя основную часть дохода государственного и местного бюджета, требуют особого внимания любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики, так как общая масса налоговых ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Информация о работе Сущность государственного буджета