Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:10, реферат

Описание работы

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.

Работа содержит 1 файл

Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях.docx

— 14.12 Кб (Скачать)
 

1. Сущность финансового  контроля и его развитие в  рыночных условиях 

 Финансовый контроль  — контроль законодательных и  исполнительных органов власти  всех уровней, а также специально  созданных учреждений за финансовой  деятельностью всех экономических  субъектов (государства, предприятий,  учреждений, организаций) с применением  особых методов.  

Он включает: 

·контроль за соблюдением  финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования  фондов денежных средств;  

·оценку экономической  эффективности финансово-хозяйственных  операций и целесообразности произведенных  расходов. 

  

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому  в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного  и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства  и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. 

  

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. 

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и  права как государства и его  учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. 

 Государственный  финансовый контроль предназначен  для реализации финансовой политики  государства, создания условий  для финансовой стабилизации. 

 Это прежде  всего разработка, утверждение и  исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью  государственных предприятий и  учреждений, государственных банков  и финансовых корпораций. Финансовый  контроль со стороны государства  негосударственной сферы экономики  затрагивает лишь сферу выполнения  денежных обязательств перед  государством, включая налоги и  другие обязательные платежи,  соблюдение законности и целесообразности  при расходовании выделенных  им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных  правительством правил организации  денежных расчетов, ведения учета  и отчетности. 

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также  контроль со стороны кредитных  учреждений, акционеров и внутренний контроль', проверку эффективности  и целесообразности использования  денежных ресурсов — собственных, заемных  и привлеченных; анализ и сопоставление  фактических финансовых результатов  с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью. 

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре  контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который включает сравнение фактических  финансовых результатов на каждой стадии  производствейно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей  снижения издержек и улучшения методов  финансового прогнозирования. 

 Следовательно,  финансовый контроль — важный  элемент системы управления финансами. 

   

  

• Система финансового  контроля в странах с развитой рыночной экономикой (рис.1) 

  

  

  

  

  
 
 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

   

Рис.1 

  

Экономические и  политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели  к существенной перестройке действовавшей  в стране системы финансового  контроля, постепенному приближению  ее к западной модели. Была преобразована  система контрольных органов. В  частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система  политической власти во главе с Президентом  вызвала к жизни  президентский  контроль. 

Появились  новые  органы финансового контроля: Федеральное  казначейство, Государственная налоговая  служба, Счетная палата, Федеральная  служба страхового надзора. Федеральная  служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник  аудиторский контроль. 

Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.  Разгосударствление банковской системы  и появление коммерческих банков и других кредитных организаций  вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны  коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью  самих коммерческих банков со стороны  Центрального Банка России (ЦБР), так  и за деятельностью самого ЦБР  со стороны законодательных органов. 

Новые тенденции  в развитии финансового контроля в России:  

1. Сужается сфера  государственного финансового контроля. Он все более концентрируется  на сфере макроэкономических  процессов, включая контроль за  стоимостными пропорциями движения  ВВП, денежной массой, формированием  и использованием фондов денежных  средств, поступающих в распоряжение  государства. Одновременно расширяется  сфера действия негосударственного  финансового контроля со стороны  аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д.  и меняется его содержание. 

2. Происходит определенный  сдвиг от последующего контроля  в сторону предварительного. Развитие  демократии и парламентаризма  в России, повышение профессионального  уровня депутатов обеих палат  приводят к более тщательному  контролю за финансовой деятельностью  исполнительной власти и углубленному  анализу целесообразности и экономической  эффективности расходования средств  при утверждении проектов государственного  бюджета и внебюджетных фондов. На уровне отдельных хозяйствующих  субъектов происходит усиление  внимания к финансовому обследованию  инвестиционных проектов с привлечением  специализированных консультационных  фирм, инвестиционных банков и  финансовых корпораций. 

  

Важную роль в  осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета  в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация —  главный объект финансового контроля. 

И Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность  во многом зависят от создания новой  концептуальной и законодательной  базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем демократическому государству. 

  

Информация о работе Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях