Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятия государственный финансовый контроль и рассмотрение основных его видов.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
рассмотреть понятия государственный финансовый контроль;
выделить его цели и задачи;
рассмотреть классификацию видов ГФК и дать им краткую характеристику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля...6
2. Классификация ГФК……………………………...................................10
Заключение……………………………………………………………......20
Список используемой литературы……………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Классификация финансового контроля реферат.docx

— 44.22 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля...6

     2. Классификация ГФК……………………………...................................10

    Заключение……………………………………………………………......20

    Список используемой литературы……………………………………….21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

     Важным  элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность  функционирования государственной  финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий  по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию  финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных  органов власти. Такие мероприятия  проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового  контроля, состав и полномочия которых  закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

     Значение  финансового контроля в России существенно  возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в  доходную часть бюджета, но и регулятором  хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без  создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

     Основное  назначение финансового контроля состоит  в том, чтобы обеспечить эффективность  процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в  руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед  бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

- правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

- соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

-  эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

- выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

- успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

- пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

- улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

     Объектом  финансового контроля является бюджетная  система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками  налогов и сборов, исполнителями  государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых  льгот. И в этом отношении они  также подлежат контролю со стороны  государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

     Целью работы является изучение понятия государственный финансовый контроль и рассмотрение основных его видов.

     В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:

  • рассмотреть понятия государственный финансовый контроль;
  • выделить его цели и задачи;
  • рассмотреть классификацию видов ГФК и дать им краткую характеристику.

     Теоретической базой при написании работы явились  законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные  труды российских и зарубежных ученых, публикации экономических газет  и журналов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 

       Государственный финансовый контроль  — это установленная законодательством  деятельность органов государственной  власти и управления всех уровней  по выявлению, предупреждению  и пресечению:

    • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными

      денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми  в хозяйственной деятельности и  отчуждаемыми нематериальными объектами  государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

    • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
    • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

       В общем и целом цель ГФК  — обеспечение соблюдения принципов  законности, целесообразности и  эффективности распорядительных  и исполнительных действий по  управлению — включая стадии  планирования, формирования, распределения  и использования — государственными  финансовыми ресурсами, материальными  ценностями и нематериальными  объектами, их сохранности и  приумножения для выполнения  функций государства. 1

       В соответствии с этим основными  его задачами являются:

    • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
    • оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
    • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
    • обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
    • оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
    • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
    • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
    • выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
    • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
    • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
    • контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
    • пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
    • выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
    • проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

       Государственный финансовый контроль  предназначен для реализации  финансовой политики государства,  создания условий для финансовой  стабилизации.

       Большое значение для развития  государственного финансового контроля  имеет Указ Президента РФ «О  мерах по обеспечению государственного  финансового контроля в РФ»  от 25 июля 1996 г.

       Данным Указом установлено, что  в РФ государственный контроль  включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Классификация государственного финансового контроля 

     1) В зависимости от уровней и  ветви власти

     - Контроль по линии законодательной  власти

      • Счетная палата

         Особое  место в системе финансового  контроля принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года2. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Счётная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

      • Контрольные органы представителей органов власти субъектов РФ.

    - Контроль  по линии исполнительной власти

     Органы  исполнительной власти всех уровней  осуществляют финансовый контроль непосредственно  в пределах своих полномочий, а  также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

    • Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете

Министров – Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Контрольно- наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

    • Министерство финансов РФ (Минфин)

     Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но и непосредственно  контролирует её осуществление. Все  структурные подразделения Минфина  в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в  процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств  федеральных внебюджетных фондов; участвует  в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование  государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства  РФ.

    • Центральный Банк Российской Федерации

     Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБРФ). Как орган  государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно- кредитные  отношения в стране. ЦБРФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение – Департамент  банковского надзора, который проверяет  соблюдение коммерческими банками  банковского законодательства и  установленных ЦБР Фнормативов банковской деятельности.

    • Федеральная служба по финансовым рынкам

Информация о работе Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля