Состав и структура расходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение расходов бюджета РФ.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: 1)рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2)раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3)показать его роль в системе финансовых планов страны;

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты расходов федерального бюджета РФ……….4
Сущность федерального бюджета РФ и его значение……...……………5
1.2. Расходы федерального бюджета……...……..……………………………..11
Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета………………17
2.1. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета …………17
2.2.Программно – целевое планирование бюджетных расходов… …….……21
Глава 3. Роль федерального бюджета в финансовых планах страны…….…..24
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список литературы……………………………………………………...……….28

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 612.63 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические аспекты расходов федерального бюджета РФ……….4

    1. Сущность федерального бюджета РФ и его значение……...……………5

1.2. Расходы  федерального бюджета……...……..……………………………..11

Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета………………17

2.1. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета …………17

2.2.Программно – целевое планирование бюджетных расходов… …….……21

Глава 3. Роль федерального бюджета в финансовых планах страны…….…..24

Заключение………………………………………………………………...……..26

Список литературы……………………………………………………...……….28

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Нет лучшего способа управлять  государством, чем управлять с  помощью денег, и другого, лучшего  способа управления государством, общество и человечество еще не придумала.

Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Бюджет во всех странах  мира служит основой государственных  финансов и основным фондом денежного  средства государства.

По материальному  содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Актуальность  темы курсовой работы: одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Объектом  изучения является особенности формирования расходной части федерального бюджета РФ.

Предметом изучения является бюджет РФ.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение расходов бюджета РФ.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава  и структуры его расходов, и  его роли в системе финансовых планов.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

1)рассмотреть  бюджет как экономическую категорию,  то есть дать его определение,  сущность и выделить основные  функции, выполняемые бюджетом;

2)раскрыть  понятие состава и структуры  расходных статей федерального  бюджета РФ;

3)показать  его роль в системе финансовых  планов страны;

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты расходов федерального бюджета Российской Федерации.

Государственный бюджет – это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства. Через бюджет производится мобилизация  централизуемых финансовых ресурсов государства  и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих  органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется  часть национального дохода, которая  затем перераспределяется. Используя  средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении  национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода. Федеральные  и региональные органы государственной  власти посредством бюджетных отношений  получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления. Основные функции, которые выполняет бюджет, можно  представить в виде схемы (рис.1.1.).

Через распределительную  и контрольную функции проявляется  сущность бюджета как экономической  категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических  отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое  развитие страны. Он призван обеспечить не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное  его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной  и налоговой политики. Значение бюджета, состоит, прежде всего, в сосредоточении у государства части доходов общества.

Рис.1.1. Основные функции бюджета

1.1 Сущность федерального бюджета  РФ и его значение.

В условиях рыночной экономики бюджет играет важную роль и в воспроизводственном процессе. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы влияет на воспроизводство рабочей силы. Налоги, направляемые в бюджет, сокращают долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества.

Субвенции, трансферты играют большую роль в  перераспределении валового внутреннего  продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития. Итак, основные признаки государственного бюджета, которые  выделяют его из общей системы  экономических отношений, можно  сформулировать следующим образом:

1)бюджет имеет денежную форму  отношений;

2)сфера действия бюджета ограничена  рамками бюджетного процесса, который  регламентируется соответствующим  законодательством (Бюджетным кодексом  РФ, Налоговым кодексом РФ);

3)участниками бюджетных отношений  всегда являются, с одной стороны,  государство, субъекты Федерации  и органы местного самоуправления, а с другой стороны – предприятия,  учреждения и население.

4)характерна безвозмездность движения  денежных потоков в виде взимания  налогов и сборов, а также бюджетного  финансирования.

Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.         

 Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
  • Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

б) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

в) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

д) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

е) право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

ж) недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

з) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

  • Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
  • Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
  • Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
  • Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.
  • Принцип прозрачности (открытости) означает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

Информация о работе Состав и структура расходов федерального бюджета