Содержание государственного долга и долговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:15, лекция

Описание работы

В экономике и в обществе существуют объективные и субъективные причины дисбаланса между размером денежных доходов и растущими расходами экономических субъектов. Среди причин длительного использования в различных странах государственного долга в качестве экономического инструмента можно назвать такие, как рост военных и социальных расходов, сокращение налогов, циклические спады в экономике, непредвиденные чрезвычайные расходы.

Содержание

1 Государственный долг как экономическая категория
2 Классификация и виды государственного долга
3 Содержание и социально-экономическое значение долговой политики государства
4 Управление государственным долгом

Работа содержит 1 файл

Lektsia.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Процесс управления государственным  долгом включает следующие функциональные элементы:

1) планирование заимствований  путем определения порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

2) обслуживание долговых  обязательств посредством осуществления  операций по размещению займов, выплате процентного дохода по  ним, рефинансированию и погашению  долга;

3) контроль за состоянием государственного долга.

В России заемная  деятельность органов власти всех регулируется целым набором законодательных  ограничений. Так, Бюджетный Кодекс РФ устанавливает предельные объемы государственных и муниципальных  заимствований, расходов на обслуживание долга, необходимость разработки и утверждения программ внутренних и внешних заимствований, предельные размеры дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Предельные объемы внутреннего и внешнего долга устанавливаются ежегодно законами и решениями о бюджетах на каждом уровне управления.

Управление  государственным долгом также бывает стратегическим и оперативным (что  соответствует представлению об управлении государственным долгом в широком и узком смысле).

Стратегические вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание РФ и Президент РФ утверждают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга. Президент РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию также уделяет особое внимание управлению государственным долгом.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ, Внешэкономбанк и Сбербанк как агенты Министерства финансов РФ. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу бюджетных кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в  рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований. При  этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность тактических и стратегических мер по обслуживанию государственного долга и осуществлению новых заимствований, регулированию объема и структуры долга, регулированию рынка государственных заимствований, и контролю за их целевым и эффективным использованием.

 


Информация о работе Содержание государственного долга и долговой политики