Социально экономическое планирование в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает в экономике новые функции. Оно признано не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

Работа содержит 1 файл

планирование.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

Введение

    В условиях рынка, ориентирующего каждого  производителя и предпринимателя  на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает в экономике  новые функции. Оно признано не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

    Индикативное  планирование в условиях рыночной экономики  является одним из инструментов комплексного системного подхода к решению  социально-экономических проблем, без  прямого вмешательства государства  в хозяйственную деятельность предприятий  посредством косвенных методов  воздействия на экономику. Индикативное планирование социально-экономического развития, распространенное в развитых странах, таких как Япония, Южная  Корея, Франция, Германия и других, помогло  им в послевоенные годы выйти из экономического кризиса и достичь  высоких показателей  развития, а  также быстро адаптироваться и значительно  смягчить влияние энергетического  кризиса 70-х годов.

    Государственное регулирование экономики и социальных отношений есть целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и желаемых темпов ее воспроизводства, общих( политических, правовых, экономических) условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей, гарантирование им социальной защиты. Основные формы государственного регулирования: а) нормы права; б) бюджетно- налоговые рычаги (налоговая политика, расходы государственного бюджета, амортизационная политика, учетная политика, политика минимальных резервов, управление денежной эмиссией, операции на открытом рынке, добровольные соглашения); в) кредитно-денежные инструменты и г) стратегическое планирование.

    Система прогнозирования также включает в себя различные формы и методы организации прогнозов в зависимости  от целей и задач. Важными признаками типологии прогнозов являются: масштаб  прогнозирования, время упреждения, характер объекта, функция прогноза.

 

 

1. Сущность, объекты государственного планирования

    

      Планирование – есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.

      Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.

      Плановые  показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов.

      Планы разрабатываются на определенный период, именуемый плановым периодом.

      План  фиксирует показатели, характеризующие  состояние системы в конце планового периода, определяет пути и способы достижения желаемых результатов и необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению планов, а также их практическое осуществление представляют собой систему планирования.

      К планированию относятся:

      - общественно-политический надзор  над экономикой и

контроль  через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);

      - оценка состояния экономики на  конкретный момент времени;

      - оценка спонтанных тенденций  развития;

      - проецирование на будущее желаемого  экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения

намеченных  целей.

      Основной  функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана. План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики.

      Определенные  показатели должны быть обоснованы, а  в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства. Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования, привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом.

Современный рыночный механизм планирования отталкивается от принципов демократизации, самопланирования и форм собственности.      Принцип демократизации планирования заключается в том, что планово-

управленческие  решения формируются, в основном, снизу, на свободной основе при минимально необходимом уровне централизации.

        Принцип самопланирования заключаются в том, что каждый субъект хозяйственной деятельности самостоятельно разрабатывает свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах. Принцип первичности форм собственности предусматривает то, что право планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который сам решает делегировать или нет эту функцию распорядительным органам, планирующим от его лица.

      Планирование  должно быть основано на применении научных  прогнозов, целевых программ, балансовых расчетах и методах оптимизации плановых решений для определения и выбора стратегических целей и тактических задач в области экономики и социального развития. Такое планирование предполагает сознательное использование объективных законов развития производственных отношений при определении структурных и качественных сдвигов в экономике.

      Централизованное  планирование распространяет свое воздействие  только на объекты государственной собственности (государственные предприятия и имущество, финансы, ценные бумаги, принадлежащие обществу природные богатства, предприятия и организации, находящиеся в распоряжении государства). Государственное планирование распространяется только на общественно необходимый общественный конечный продукт – результат осуществления планов. Планирование происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно- технических программ, создания объектов общегосударственного назначения, реализации международных проектов, разработки и производства основных видов оборонной техники.

      Государственные плановые органы анализируют структуру  и объем затрат на достижение общегосударственных целей и выделяют из государственного бюджета необходимые ресурсы. Государственные плановые органы доводят на договорной основе до предприятий государственный заказ, как правило, на каждый такой заказ объявляется конкурс, предприятия выигравшие его, получает финансовое обеспечение данного заказа. Само предприятие формирует план, направление расходования средств, кооперационные связи и разрабатывает производственную программу. Только в отдельных случаях государственный заказ для предприятия обязателен (стихийное бедствие, военные действия).

Часть государственных ресурсов, выделенных на государственные программы, передаются непосредственно конечному потребителю, как правило, это предприятия военно-промышленного комплекса и предприятия выпускающие стратегическую продукцию. Предприятия, функционирующие на основе акционерной, коллективной или частной собственности находятся вне действия государственного плана, поскольку работники и трудовой коллектив сами планируют свою деятельность и распоряжаются своими ресурсами, но это не исключает выполнение ими государственного заказа.

      Для сельскохозяйственных предприятий  государство гарантирует фиксированные цены на закупку зерна. Централизованно установленные экономические нормативы сменяются установлением налоговых ставок и платы за ресурсы. Планы формируются с учетом применяемых форм налогообложения. Размер ставок устанавливается законодательным образом, а налоговые льготы могут реизмерятся в соответствии с нормативами, установленными законами. Финансовые планы и бюджет формируются в соответствии с нормативами, утвержденными законодательно. Сейчас государственный план может формироваться суммарно, в виде самостоятельных планов предприятий и регионов. За государством остается сведение этих планов в единый отраслевой план.

      Важным  направлением стратегического планирования является планирование структуры общественного производства и определение структуры сдвигов. Основная задача данного направления состоит в обеспечении наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.

        Планирование структуры национальной экономики проходит в два этапа:      

      1. Распределение сводных данных  показателей по отраслям, чтобы

рассчитать  контрольные цифры и довести  их до предприятий и территорий.

      2. Сбор и агрегирование отраслевых  и территориальных проектировок. Основные усилия в области структурных преобразований должны быть направлены на решение следующих задач:

·  удовлетворение на допустимом уровне самых первоочередных

потребностей  населения;

·  обеспечение  рационального уровня занятости;

·  создание необходимых предпосылок для  активизации инвестиционной деятельности. Для выполнения указанных задач необходимо стабилизировать финансовую систему страны.

    

    

2. Этапы, принципы и виды планирования 

Планирование  состоит из следующих этапов:

      1. Оценка экономической и политической  обстановки, определяются

возможности рынка, его ёмкость, рассматриваются позиции конкурентов, как на данном этапе, так и в перспективе, прогнозируются возможные результаты деятельности, определяется место и роль в отрасли, регионе или экономики в целом;

      2.  Происходит постановка конкретных  задач, вытекающих из конечной цели деятельности, выделяются наиболее важные аспекты деятельности, конкретизируются желаемые результаты, уточняются сроки. К задачам предъявляются жесткие требования: задачи должны быть согласованы с подразделениями организации и должны быть реалистичными;

      3. Происходит рассмотрение плановых  предположений, т.е. той

ситуации, в которой будет выполняться  план. Предположения бывают внешними (политические и социальные условия, прогнозируемый уровень развития техники, науки, возможное состояние рынка) и внутренними (будущая структура организации, ее стратегия, политика в области конкретных вложений, деловой климат);

      4. Исходя из имеющихся альтернатив,  происходит выбор наиболее

предпочтительного образа действия. Выбрав одну из альтернатив и скорректировав ее на момент неопределенности, организация приступает к

следующему  этапу разработки общих планов;

      5. Общие планы, они формируются  на уровне высшего руководства  в

виде системных целей и задач, далее они преобразуются в частично детализированные планы функциональных направлений. После разработки общих планов происходит их конкретизация и составляется основной документ – бюджет;

      6. Рассматривается вопрос о реорганизации  фирмы, если этого

требуют обстоятельства или о перестройке  управления ею.

Все этапы  планирования находят свое отражение  в плане.

      Планирование  опирается на ряд принципов:

      ·   Участие в планировании как можно большего числа работников фирмы. Руководство определяет цель, концепцию, которые служат ориентиром для руководителей подразделений, которые в свою очередь, разрабатывают пути движения этих целей;

Информация о работе Социально экономическое планирование в РК