Шпаргалка "Государственный бюджет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:20, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 56 экзаменационных вопросов по "Государственный бюджет"
1. необходимость и генезис ГБ.
...
56. Принципы построения бюджета Союзного государства

Работа содержит 1 файл

spory_po_GB.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

1. необходимость и  генезис ГБ.

Учение  о гос б-те - область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает фин отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, ден ср-в гос-ва. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему обществ отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (гос казны) и осуществлением гос расходов. Трансформация б-та в фин категорию происходила постепенно с развитием гос-ва и товарно-денежных отношений. Тем не менее древний период и начало средних веков принято считать эпохой начального развития обществ потребностей. Позже, когда была подмечена выгода удовлетворения некоторых потребностей совместными усилиями, люди стали образовывать союзы, которые на первых порах носили временный и случайный характер. Одними из первых таких союзов были крестьянские земледельческие общины. Затем возникли городские общины - государства древнего мира, средневековые городские и церковные общины и в более позднее время - государство.

К росту общественных потребностей привели: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда. В древнем мире образованию союзов общественно-принудительного характера способствовали потребности суда, управления, военной защиты. Хозяйство было натуральное, обмен и торговля - случайны и несовместны. Общественные потребности были невелики. В средн века замкнутое домашнее хозяйство, основанное на труде крепостных, сменяется городским. В городах развивается ремесленно-цеховой строй, производятся и обмениваются продукты, улучшаются пути сообщения. Периодический характер принимает торговля, организуются ярмарки, устанавливаются прочные хоз связи между людьми; соответственно растет удовлетворение общих потребностей совместными усилиями. В этих условиях появляются зачатки гос-ва. Прототипом б-та в средн века была смета королевских доходов и расходов. В это время доходы и расходы государства не отличались от доходов и расходов государей. Постепенно натур хоз-во сменяется денежным. Невероятных размеров достигают пр-во, обмен и торговля; Появились новые потребности, кот лучше было бы удовлетворять за счет общих ср-в. Рост государственных расходов на вооружение, войны, суд и управление, народное образование требовали значительного увеличения бюджет фонда. Таким образом, организационная деят-ть го-ва по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления гос расходов.

В рабовладельческом обществе потребности го-ва удовлетворялись эксплуатацией рабов, повинностями и контрибуцией. Натуральные поступления в рабовладельческой и феодальной формациях еще не носили название "налоги". Это были дань, подать, оброк, сбор и т.д. Натуральное хозяйство этой эпохи определило и форму первых налогов. Они взимались с крестьян как часть их продукции: зерно, мед, домашний скот, пушнина и т.п. Натуральные налоговые отношения этого периода нельзя назвать фин-ми, а б-т фин категорией. Однако по мере развития ден отношений, формирующих финансы гос-ва, натуральные бюдж отношения постепенно заменяются денежными.

Таким образом, процесс трансформации б-та в фин категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.

2. Сущность ГБ, х-ка  бюджетных отношений.

Сущность бюджета состоит в том, что бюджет - это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у гос-ва с предприятиями, организациями и населением, - бюджетные отношения. Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений. К сущностным особенностям бюджетных отношений принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. А также к сущностным особенностям можно отнести следующие:

• бюджетные  отношения регламентированы во времени (бюджетным годом)

• эти  отношения по доходам носят безвозмездный  характер, т.е уплата налогов и  др обяз платежей не гарантирует выделение средств из бюджета

• эти  отношения по расходной части  носят строго целевой характер

• участниками  бюджетных отношений с одной  стороны всегда выступает государство.

• бюджетные  отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.

Бюджет  отношения – это отношения  государства с :

1)ЮЛ. Эти  отношения как правило односторонние  по поводу уплаты налогов. Однако  могут быть и двухсторонние  – в случае выделения из  бюджета средств (дотаций, субсидий, субвенций, бюджет ссуда, бюджет заем). Дотация – это ден средства, кот выделяются из вышестоящего бюджета на невозвратной основе, в случае когда нехватает доходов на покрытие расходов.(без оговорки цели). Субсидия - это ден средства, кот выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему, либо ЮЛ или ФЛ в виде помощи или пособия при этом обязательно уточняется на какие цели. Субвенция - это ден средства, кот выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему на определенные цели. Бюджет ссуда – это ден средства, кот выдаются временно и безвозмездно. Она выдается на конкрет цели. Бюджетный заем – это ден ср-ва кот выдаются временно по целевому назначению и взимаются % на сумму займа.

2)ФЛ. Эти  отношения, как пр, двухсторонние:  по поводу уплаты налогов и  получение благ прямым (стипендия, пенсия) или косвенным (бесплатное образование, здравоохранение, налоговые льготы) способом. 

3) с  др гос. – по поводу займов, кредитов, %, а также формирование  совместного бюджета

4) с  междунар организациями. – по  поводу уплаты взносов, получение средств на опред программы, проведение съездов, конференций. 

В разл- источниках под б-том понимается фин план гос-ва, форма образования и расходования ден ср-в, фонд ден ср-в либо система или совокупность ден отношений, фактор реализации эк законов и др. Определение б-та д раскрывать сущность категории и основываться на главной его характеристике: б-т явл составной частью финансов, центральным звеном фин системы. Исходя из этого, бюджет следует определять как систему специфических фин отношений, связанных с фор-ем и использ-ем бюдж фонда для обеспечения ф-й г-ва на опред этапах обществ развития

3.Роль бюджета в регулировании воспр-венных процессов, закон Вагнера.

Для более  глубокой хар-ки б-та, следует учесть факт усиления его роли в регулировании общественных процессов. С развитием гос-ва и усложнением выполняемых им функций в ряде развитых стран произошел беспрецедентный рост расходов их бюджетов. Это явление было предсказано немецким экономистом А. Вагнером в XIX в. Он обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. А. Вагнер одним из первых попытался объяснить рост гос расходов на основе сформулированного им закона возрастающей гос активности",в соотв с кот гос расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы про-ва и нац доходы. Во-первых, в связи с развитием эк-ки и углубляющим, разделением труда усложняются эк отношения в обществе; гос-ву с целью поддержания эффективной эк-ки, а также правопорядка потребуется больше ср-в на содержание правоохранительных органов, полиции, предоставления юридических услуг. Во-вторых, новые технологии создадут потребность в больших количествах капитала, необходимого для пр-ва, кот может быть обеспечен только акционерными компаниями либо гос корпорациями. В-третьих, А. Вагнер увидел растущую гос активность в таких сферах, как здравоохр-е и образование, где выгоды от предоставляемых услуг невосприимчивы к эк оценке. Его выводы сводились к тому, что тенденция роста гос расходов, кот он наблюдал, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Это явление называют законом Вагнера, действие кот проверяется расчетом доли гос расходов в ВВП. Современное гос-во использует б-т для воздействия на пр-во, накопление, потребление и др стороны воспр-ва.

Взгляд  на б-т как на регулятор воспр-х процессов сложился не сразу. Более того длительное время гос бюджет рассматривался лишь с т.зр централизованного денежного фонда государства, его основного фин плана. Ситуация стала меняться в конце 80-х-начале 90-х. Развитие рын отношений заставило взглянуть на б-т как на инструмент гос регулирования. В этих условиях в силу несовершенства рынка гос регулир-е экономики становится необходимым и оправданным, а бюджетные методы – наиболее распространенными и эффективными. Активизация бюджета в условиях трансформационной экономики способствовала оживлению всей системы бюджетных отношений. С их помощью гос-во осуществляет перераспределение валового продукта, изменяет структуру общественного пр-ва, влияет на эк преобразования и соц реформы, создает условия для осуществления контроля и воздействия на эк процессы. Возрастание роли бюджета в регулировании воспр-венных процессов сопровождается увеличением доли бюдж расходов в ВВП. Изменяются и направления вложения бюдж средств. Из бюдж фонда финан-ся важнейшие гос программы: инвестиц-е, природоохр-е, приватизация, развитие рын инфраструктуры, ликвидация последствий ЧАЭС и др. расходы б-та на образование, здравоохр-е, культуру представляют не что иное, как инвестиции в чел капитал и способствуют воспр-ву труд рес. Т.О на переходном этапе к рын экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется гос-м в системе гос регулир-я, благодаря активизации его ф-й, кот выступают формой проявления общественного назначения б-та.

4.Бюдж механизм регулир-я соц-эк процессов. Формы и методы бюдж регулир-я.

На этапе  формирования рын эк-ки значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма.

Можно выделить след уровни бюджетного регулирования:

1. общегос.  Устанавливаются макроэкономические  пропорции в развитии общественного  вопр-ва внутри гос-ва. 2. межгос. Регулир-ся степень участия гос в межгос программах, кот финансируются из ср-в б-та. 3. межбюджетный. Обеспечивает разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюдж системы. 4. межтерриториальный. Он регулирует развитие территорий.

Каждому уровню бюдж регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Формы и методы бюдж регулирования делят на 2гр:

 •  формы и методы бюджетного  регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

• формы  и методы бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

В первую группу включаются:

• изъятие  части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;

• предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;

• перераспределение  общегосударственных доходов и  налогов между уровнями бюджетов. Методы: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования региональных бюджетов и др.;

• резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

• финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;

• выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов.

• перераспределение  расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;

• регулирование  погашения государственного долга  предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним.

Кроме того, целесообразно классифицировать формы и  методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В частности:

Информация о работе Шпаргалка "Государственный бюджет"