Расходы федерального бюджета, их оптимизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации. Цель исследования позволяет сформулировать поставленные в работе задачи:
осветить вопросы, касающиеся бюджетных расходов и факторов, влияющих на их состав и структуру;
провести анализ расходной части федерального бюджета за период с 2008 по 2010 годы на основании Федеральных законов «О федеральном бюджете» на очередной соответствующий год и на основании фактических данных;
проанализировать проблемы, связанные с осуществлением расходной части;
выявить и представить пути оптимизации расходов федерального бюджета.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Состав и структура расходов федерального бюджета 6
1.1. Роль федерального бюджета в финансировании расходов страны
6
1.2. Бюджетные расходы и факторы, влияющие на их состав и структуру.
8
1.3.Капитал государственной корпорации как экономическая категория
10
Глава 2. Проблемы, связанные с формированием расходной части федерального бюджета, и направления их оптимизации 21
2.1. Проблемы, связанные с осуществлением расходной части федерального бюджета
21
2.2. Направления оптимизации расходов и контроль за расходованием средств федерального бюджета
26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Расходы федерального бюджета, их оптимизация.doc

— 6.62 Мб (Скачать)

 

     Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. В диаграммах 1.3.1. и 1.3.2., можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.  

Диаграмма 1.3.1. Межбюджетные трансферты в абсолютном выражении

 

Диаграмма 1.3.2. Межбюджетные трансферты в относительном выражении

     Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов Российской Федерации. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными: 

     Таблица 1.3.2. Состав и структура межбюджетных трансфертов

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2008 г 2009 г 2010 г
Сумма, млрд. руб. Удельный  вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный  вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный  вес, %
Всего: 2281,56 100 2 423,12 100 2 720,97 100
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 375,54 16,46% 392,67 16,21% 411,07 15,11%
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90% 300,74 12,41% 234,25 8,61%
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 163,74 7,18% 175,97 7,26% 191,01 7,02%
Иные  межбюджетные трансферты 69,75 3,06% 37,83 1,56% 43,86 1,61%
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов 1 355,34 59,40% 1 515,90 62,56% 1 840,79 67,65%

 

     Основную  долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

     Что характерно следующих 4-х подразделов,  то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

     Вторым  разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2010 году сумма расходов  значительно увеличился по отношению к запланированному в 2008 году на  134,32 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов  и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

     Национальная  экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что к 2010 году показатель снизится на 4,16%.

     К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

     Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

     Планируется, что данный показатель уже к 2010 он займет пятое место.

     В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении  от общего объема расходов. Неизменными  лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы  на 3 месте  будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.

     Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы 1.3.3. и 1.3.4. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам.

 

Диаграмма 1.3.3. Доля расходов федерального бюджета на 2008 год

  Диаграмма 1.3.4. Доля расходов федерального бюджета на 2010 год

     Следующим разделом, удельный вес которого снижается  в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составит 4,68 %.  В динамике этот показатель падает,  к 2009 году  он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

     Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице 1.3.3. этот показатель наращивает свой потенциал,  спрогнозировано, что в 2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций. Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

     Таблица 1.3.3. Состав и структура статьи «социальная политика»

Подразделы Проект  бюджета
2008 2009 2010
Пенсионное  обеспечение 80,3 81,7 80,6
Социальное  обслуживание населения 1,5 1,3 1,3
Социальное  обеспечение населения 17,8 16,7 17,8
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики  
0,1
 
0,0
 
0,0
Другие  вопросы в области социальной политики 0,4 0,3 0,3
Итого по разделу  100,0 100,0 100,0

 

     Доля  пенсионного обеспечения составляет 80%  в общем объеме данного раздела.  В соответствии с этой таблицей показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается  на 1,4 %, а в 2010 снизится на 0,9% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий,  ростом численности пенсионеров,   увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.

     Согласно  выше сказанному,  доля социального  обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

     Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

     Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному  разделу составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .

     В соответствии с бюджетной устройством  РФ, за каждым уровнем бюджетной  системы закреплены полномочия за федеральными    органами – оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.

       За органами государственной власти субъектов РФ – оказание   специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.

     К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также  обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

     Основные  направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским  работникам, оснащение поликлиник, больниц -  мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».

     Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и средства массовой информацмм; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

     В 2008 году объем расходов по подразделу «культура, кинематография и средства массовой информации» составит 83,81 млрд. руб., к 2010 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

Информация о работе Расходы федерального бюджета, их оптимизация