Принципы организации бюджетного учета. Нормативное регулирование. Доходы, расходы и финансовый результат бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Раскрывается ряд вопросов: принципы, нормативное регулирование бюджетного учета. А также формирование доходов и расходов, финансового результата в бюджетных организациях.

Содержание

1. Основные принципы организации бюджетного учета……………………….3
2. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие бюджетный учет………………………………………………………………………………7
3. Учет доходов, расходов и финансового результата в бюджетном учреждении…………………………………………………………………….17
3.1 Средства бюджетных организаций…………………………………………..17
3.2 Средства за счет внебюджетных поступлений……………………………...17
3.3 Целевые средства на содержание учреждения……………………………...18
3.4 Средства родителей на содержание детских учреждений…………………19
3.5 Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств………………………………………………………………….19
3.6 Средства, поступающие во временное распоряжение учреждений………20
3.7 Заемные средства бюджетных учреждений………………………………..20
3.8 Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………….20
3.9 Средства полученные от предпринимательской деятельности……………21
3.10 Совершение сделок бюджетными организациями………………………...23
Практическая часть
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджет.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

   Принцип означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие бюджетный учет.
 

   Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно  включает совокупность актов, устанавливающих  бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения по формированию бюджетов, распределению бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов.

   Введение  Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ и принятие Налогового кодекса явились важными событиями в экономической и правовой жизни России, обусловившими появление бюджетного права и налогового права как подотраслей финансового права.

    Нормы бюджетного права делятся на:

а) бюджетное устройство;

б) структура  доходов и расходов;

в) компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований;

г) бюджетный  процесс.

   Система Бюджетного кодекса Российской Федерации  представляет большой интерес для  понимания системы бюджетного законодательства.

   Кодекс  состоит из пяти частей:

   1)Общие  положения; 

   2)Бюджетная  система; 

   3)Бюджетный  процесс в Российской Федерации; 

   4)Ответственность  за нарушение бюджетного законодательства;

   5)Заключительные  положения. 

   Эти части в основном представляют блоки институтов бюджетного права.

   Бюджетный кодекс осуществляет правовое регулирование  организационных бюджетных отношений. Особенностью финансового права  является наличие единых институтов, охватывающих своим регулированием весь комплекс общественных отношений, подлежащих финансово-правовому воздействию, а также смешанных (комплексных) институтов, в которых отношения регулируются не только нормами финансового права, но и других отраслей (конституционного, административного, гражданского).

   Определение бюджетно-финансовой политики России, принципов формирования доходов  и расходов, всей бюджетной системы  страны, единой бюджетной классификации, взаимодействия с элементами финансовой системы - все это относится к  предмету ведения Российской Федерации. В области федерального бюджета Российская Федерация имеет права по составлению, утверждению, осуществлению бюджетного регулирования, определению доходов и расходов федерального бюджета, его исполнению и контролю. Бюджетное регулирование, являясь частью финансового регулирования, отнесено Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Это соответствует международной практике.

   Каждую  статью Бюджетного кодекса Российской Федерации следует понимать с  учетом норм бюджетного права и всего российского законодательства. Так, пункты 1 и 2 ст. 3 БК РФ необходимо применять к федеральным правовым нормативным актам, а не к актам субъектов Федерации и местного самоуправления.

   Структура бюджетного законодательства, определенная ст. 2 Бюджетного кодекса, дана в широком понимании слова "законодательство", поскольку сюда включены правовые акты местного самоуправления, которые в узком смысле слова, конечно, законами не являются.

   На  федеральном уровне действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, на уровне субъекта Федерации - многие нормы федерального уровня, а также нормы субъекта РФ (региональные), на уровне местного самоуправления действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, многие нормы субъекта Российской Федерации, а также бюджетно-правовые нормы местного уровня.

   Важное  значение для развития экономики  и социально-культурной сферы России, имеют ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете на соответствующий  год. Бюджет - с экономической точки  зрения - это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государства или муниципального образования. С юридической точки зрения бюджет - это правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или органом самоуправления.

   В этом законе определяется общий объем  доходов и расходов федерального бюджета, проводится разграничение  налогов и доходов, поступающих  на образование федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, обозначаются пределы государственных заимствований и государственного долга, направление бюджетных средств на финансирование обороны, управления, социально-культурной сферы и других мероприятий. Таким образом, предусматривается денежное обеспечение в течение года выполнения функций и задач государства.

   В последние годы приняты федеральные  законодательные акты по регулированию  бюджетных отношений - например, Федеральный  закон "О бюджетной классификации  Российской Федерации" от 15 августа 1996 года №115-РФ (ред. от 18.12.2006)

   Бюджетная классификация Российской Федерации (ст. 18 БК РФ) является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов. Она используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.

   В статье 2 Бюджетного кодекса РФ упоминается  лишь об актах бюджетного законодательства. В действительности же регулирование бюджетных отношений осуществляется не только специальными актами бюджетного законодательства; отдельные нормы, регулирующие бюджетные отношения, включаются в акты других отраслей.

   Компетенция федеральных органов государственной  власти в области бюджета регулируется Конституцией Российской Федерации, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации "О федеральном казначействе", Положением о федеральном казначействе Российской Федерации и другими федеральными нормативными актами.

   Для практического применения норм права  чрезвычайно важно установление статьей 2 Бюджетного кодекса РФ приоритета его норм над правовыми актами законодательных (представительных) органов, регулирующими бюджетные отношения.

   Президент Российской Федерации вправе обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными бюджетными посланиями, принимать указы по вопросам бюджетных отношений, регулируемых Бюджетным кодексом РФ, но они не могут противоречить актам бюджетного законодательства, принимаемым законодательными (представительными) органами (статья 3 БК РФ).

   Правительство Российской Федерации вправе во исполнение норм Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов бюджетного законодательства, указов Президента Российской Федерации принимать нормативные акты, не противоречащие Бюджетному кодексу, законам и указам Президента.

   Во  исполнение норм Бюджетного кодекса  РФ, законов и указов Президента Правительство Российской Федерации  постоянно принимает правовые акты.

   Необходимо упомянуть о необходимости изменения статутных актов, регулирующих порядок деятельности государственных внебюджетных фондов, а именно: Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации; Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации; Устава Фонда обязательного медицинского страхования; Закона Российской Федерации "О занятости в Российской Федерации" и др.

   На  правильное применение бюджетного законодательства оказывают влияние и судебные решения, особенно Конституционного Суда, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных и других судов.

   Многие  финансовые отношения, в том числе и бюджетные, регулируются соглашениями, заключенными между Российской Федерацией и ее субъектами. Такие соглашения впервые появились в Российской Федерации в переходный период. Они имели большое значение при осуществлении бюджетно-налоговой политики. В настоящее время заметна тенденция к снижению роли таких соглашений, и постепенно при реальном осуществлении принципа равенства субъектов, целостности России, провозглашенных Конституцией.

   Для законодательства субъектов Федерации  характерен процесс активного совершенствования правового регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в регионах. Акты регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяют их бюджетное устройство, межбюджетные отношения с Российской Федерацией, с местным самоуправлением.

   Право местного самоуправления иметь свой бюджет основано на ст. 132 Конституции  Российской Федерации. Важным правовым актом является Федеральный закон "О финансовой основе местного самоуправления" от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ(25). Бюджетный кодекс Российской Федерации конкретизировал компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений. В частности, органы местного самоуправления определяют порядок составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, составляют, исполняют его и т. д. Словом, местные акты регулируют, в основном, однородные с региональными бюджетные отношения, но только на более низком уровне, в пределах своей компетенции.

   Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

   Приказ  Министерства финансов Российской Федерации  от 10 февраля 2006г. №25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету” признан утратившим силу в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №148н.

   Инструкция  по бюджетному учету устанавливает  единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной  власти, органах управления государственных  внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных  внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах  и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов.

   Данная  инструкция реализует государственную  политику через: план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета.

   В первой части инструкции описаны:

   - регистры бюджетного учета;

   - правила принятия форм регистров бюджетного учета;

   - порядок исправления ошибок, которые обнаружены в регистрах бюджетного учета;

   - порядок оформления первичных  учетных документов в каждом  отчетном месяце;

   - действия при пропаже или уничтожении  первичных учетных документов;

   - автоматизация бюджетного учета;

   - отражение операций при ведении  бюджетного учета осуществляется  в соответствии с Планом счетов  бюджетного учета.

   Номер счета Плана счетов бюджетного учета  состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

   1 – 17 разряд – с 1 по 17 разряды   кода классификации доходов бюджета,  классификации расходов бюджета,  классификации источников финансирования  дефицита бюджета (без кода  классификации операций сектора государственного управления - (далее – КОСГУ) (приложение № 4 к настоящей Инструкции);

Информация о работе Принципы организации бюджетного учета. Нормативное регулирование. Доходы, расходы и финансовый результат бюджетных учреждений