Понятие и экономическое содержание государственного

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Однако госдолг растет в экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….……3
1 Понятие и экономическое содержание государственного
кредита и государственного долга……………………………………………………….…..4
2 Сущность и роль государственного кредита в экономике..…………………………….….6
3 Понятие муниципального долга…………………………………………………..…………8
4 Виды государственного долга………………………………………………………………..9
5 Формы долговых обязательств……………………………………………………..………14
6 Рабочие инструменты реализации внешних и внутренних заимствований РФ…………15
7 Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг,
государственная и муниципальная гарантия……………………………………………...23
8 Понятие источника финансирования дефицита бюджета………………...………………27
9 Формы внутреннего государственного долга…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………...………..32
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Распределение осуществляется между:

    • федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
    • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
    • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
    • иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
    • федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

     Через распределительную функцию осуществляется формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

     Контрольная функция государственного кредита  органически вплетается в контрольную  функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

  • движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • соблюдением условий кредитного договора;
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

     Регулирующая  функция государственного кредита  проявляется в воздействии государства  на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе. Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от Международного Валютного Фонда (МВФ) на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

     Мобилизуемые  с помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. 
 

     3 Понятие муниципального долга

     Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования, которая  обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства муниципального образования осуществляются в виде:

     • кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

     • займов муниципального образования  в виде выпуска ценных бумаг;

     • договоров о предоставлении муниципальных  гарантий;

     • договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

     • долговых обязательств юридических  лиц, переоформленных в муниципальный  долг на основе правовых актов органов  местного самоуправления.

     Долговые  обязательства муниципального образования  не могут существовать в иных формах, кроме перечисленных выше.

     В объем муниципального долга включаются:

     1) основная номинальная сумма долга  по муниципальным ценным бумагам; 

     2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

     3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

     4) объем обязательств по муниципальным  гарантиям, предоставленным муниципальным  образованием.

     Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

     В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов  местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

     Российская  Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам муниципальных  образований, если указанные обязательства  не были гарантированы Российской Федерацией.

     Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

     Муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств.

     От  имени муниципального образования  право осуществления муниципальных  внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

     Объем долга муниципальных образований  РФ приведен в Приложении А. 

     4 Виды государственного долга

     Негативное воздействие на экономику РФ оказывает накопленный в течение последних лет внутренний и внешний государственные долги. В связи с этим в бюджетной классификации отдельно выделен раздел классификации видов государственных внутренних и внешних долгов РФ и ее субъектов.

     а) Классификация видов государственных внутренних долгов и долгов субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация имеет одноступенчатый характер, каждому показателю которой присвоен свой код, например:

     • государственные краткосрочные  обязательства (код 016);

     • государственный казначейский вексель (код 017);

     • государственные гарантии (код 018);

     • государственный внутренний заем РФ 1991 г.;

     • государственный внутренний заем 1992 г.;

     • государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

     • государственный сберегательный заем;

     • государственный внутренний целевой  заем РФ для погашения товарных обязательств;

     • государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;

     • задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991~1994 гг., включая задолженность по процентам;

     • задолженности по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ, Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий, по внутреннему валовому долгу, по авансированным векселям Агропромбанку, предприятиям топливно-энергетического комплекса, по облигациям государственных нерыночных займов;

     • индексации вкладов населению;

     • облигации федеральных займов с  переменным и постоянным купонами доходов;

     • казначейские обязательства;

     • переоформленные в вексель Минфина  России задолженности по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса (АПК) и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами предприятий текстильной промышленности Ивановской области, по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;

     • целевые вклады и чеки на жилье;

     • целевой заем 1990 г. и др.

     б) Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов охватывает группировку государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация имеет двухступенчатую схему построения, например, раздел Внешний долг РФ (код 020), в том числе по кредитам, получаемым непосредственно от источников:

     • международных финансовых организаций (код 021) и (или)

     • правительств иностранных государств (код 022) и (или)

     • иностранных коммерческих банков и  фирм (код 023).

     Наряду  с бюджетной классификацией бюджета  РФ представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировками доходов и расходов региональных и местных бюджетов. Ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления отражают доходы и распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти. В частности, ведомственная классификация доходов и расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой аналогичной группировке доходов и расходов федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам доходов и расходов, но применительно к конкретным условиям своего региона.

     Ведомственная классификация доходов и расходов местных бюджетов являет собой группировку доходов и расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам доходов и расходов аналогично ведомственной классификации доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, но применительно к условиям местного бюджета.

     Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний, а также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности)

     Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах: государственные  займы, обращение части вкладов  населения в государственные  займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные  займы.

Информация о работе Понятие и экономическое содержание государственного