Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы является рассмотрение понятия финансовая помощь федерального бюджета и основные вопросы, связанные с важностью данного вопроса, применением и использованием.
Основные задачи, которые предполагается решить в ходе курсовой работы:
рассмотреть структуру бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе;
рассмотреть виды финансовой помощи и условия ее оказания;
отследить динамику предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России за последние 5 лет;
выявить основные тенденции, основные проблемы и указать возможные пути их решения на примере федерального бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Федеральный бюджет как часть бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Особенности бюджета и бюджетной системы РФ 4
1.2 Уровни бюджетной системы 8
2. Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета РФ 14
2.1 Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ 14
2.2 Анализ динамики предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России в период с 2004-2008 гг. 22
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 1 32

Работа содержит 1 файл

Особенности предоставления фин.помощи из фед.бюджета.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, анализируя данные таблицы 1 можно сказать, что за период с 2004-2007 гг. абсолютная величина средств финансовой помощи из федерального бюджета выросла на 78%, но так как рост расходов федерального бюджета произошел на 145,6% удельный вес расходов на финансовую помощь снизился на 2,63% и составил в 2007 году 6,94%. Наибольшую долю в затратах занимает фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Его доля в 2007 году составила 57%. В структуре расходов на финансовую помощь снизились затраты фонда регионального развития на 74,51%, но увеличились затраты федерального фонда компенсаций а 200,93%, что свидетельствует о возросшем внимании к компенсациям гражданам РФ.

     Основными причинами данных явлений является применяемая в этот период политика развития межбюджетных отношений. Основными направлениями повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами на 2006—2008 годы были определены: укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты и улучшения управления общественными финансами, повышение прозрачности региональных и местных бюджетов.

     В настоящее время нередко еще возникает вопрос о недостаточности средств, особенно при исполнении бюджетов муниципального уровня, очевидно значительное увеличение финансовых ресурсов, направляемых на реализацию полномочий, которые четыре года назад исполнялись с гораздо более низким качеством.

     Главной на сегодняшний день становится проблема не столько роста объема финансовых ресурсов, сколько эффективности  расходования бюджетных средств, что  как раз и является залогом  успеха в исполнении субъектами РФ и муниципалитетами их полномочий.

     В данный момент готовится новый вариант Концепции развития межбюджетных отношений на 2009—2012 годы в соответствии с новой принятой системой бюджетного планирования на среднесрочную перспективу (3 года). Предполагается, что в ней будут упорядочены сложившиеся в настоящее время межбюджетные трансферты, а также особое внимание будет уделено прозрачности региональных и муниципальных финансов и эффективности их расходования.

     В настоящее время существует большое  количество видов межбюджетных трансфертов. Одних субсидий — более 80. Минфин России предлагает сократить количество форм и видов перечислений средств субъектам РФ из федерального бюджета, сосредоточившись на выравнивающей финансовой помощи и предоставив регионам больше прав в использовании межбюджетных трансфертов, а также создавая через них стимулы применять передовые принципы управления финансами.

     Ежегодный прирост доходов региональных бюджетов за последние три года составлял почти 30%, поэтому дальше осуществлять помощь в выполнении субъектами РФ их полномочий, наверное, не совсем правильно. Тем более, что некоторые субсидии, введенные в конкретное время и в конкретных условиях, свою задачу выполнили.

     Много трансфертов сложилось в социальной сфере: и субсидии на выплату детских  пособий и выплаты малоимущим гражданам в виде жилищных субсидий, и софинансирование пособий ветеранам ВОВ и труженикам тыла. Субсидия на выплату детских пособий была введена, когда в регионах по ним была большая задолженность, которая теперь ликвидирована.

     Субсидия на поддержку регионов по выплатам малоимущим гражданам в виде жилищных субсидий вводилась, когда уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) был значительно ниже экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг. Субсидия из федерального бюджета должна была стимулировать повышение уровня оплаты населением ЖКУ в регионах, и она свое предназначение выполнила. Сейчас большинство субъектов РФ перешло либо на 100-процентный уровень оплаты ЖКУ от экономически обоснованных затрат, либо приближается к этому уровню. Получается, что теперь регионы справились с решением этой задачи.

     Ныне  перед федеральным бюджетом стоят  чрезвычайно масштабные задачи. В  частности, транспортная проблема, превратившаяся в инфраструктурное ограничение  для роста экономики. Минтранс предложил многоцелевую программу развития и строительства дорог, на реализацию которой из федерального бюджета требуется значительное увеличение средств. Существуют еще проблемы модернизации вооруженных сил, пенсионной реформы и т.д.

     В такой ситуации встает вопрос: что  более необходимо федеральному бюджету  — сконцентрироваться на федеральных  обязательствах или продолжать софинансировать  обязательства субъектов РФ, которые  имеют неплохую собственную доходную базу?

     Минфин  России и предлагает: во-первых, оптимизировать объем субсидий субъектам РФ, а, во-вторых, сократить количество «ручейков», которые текут в региональные бюджеты с тем, чтобы сделать едиными принципы распределения финансовых средств, а также упорядочить количество видов предоставления финансовой помощи. Можно создать «объединенные» субсидии, которые направлялись бы субъектам РФ, например, на поддержку социальной или инженерной инфраструктуры, сельского хозяйства и т.д. При этом регионы самостоятельно могли бы определять направления расходования этих средств. Распределяться такие «объединенные» субсидии должны с учетом обеспеченности той или иной региональной инфраструктуры и с учетом показателя бюджетной обеспеченности региона.

     В Федеральном бюджете 2008-2010 гг. заложены конкретные объемы финансовой помощи регионам, с целью, что если региону будет предоставляться «объединенная» социальная субсидия, то с него потом и будет спрашиваться результат его социальной политики, например, у региона не должно быть задолженности по социальным выплатам и по зарплате. Субъект РФ должен выполнять рекомендации федерального центра по переходу на нормативно-душевое финансирование и т.д.

     По  сравнению с бюджетами 2004-2007 гг. стал действовать фонд содействия реформированию ЖКХ. Главная задача Фонда — именно содействие реформе, т.е. деньги регионы смогут получить за выполнение определенных условий в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

 

Заключение

     Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Федеральный бюджет играет определяющую роль в  реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

     Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

     В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

     В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут  передаваться из федерального бюджета  и бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс.

     В 2004-2007 году финансовая помощь из федерального бюджета осуществлялась по системе финансовой помощи бюджетам других уровней и была направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов.

     В рамках данной системы основной объем  финансовых средств распределялся  при помощи Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, фонда регионального развития, Федерального фонда компенсаций.

     За  период с 2004-2007 гг. абсолютная величина средств финансовой помощи из федерального бюджета выросла на 78%, но так как  рост расходов федерального бюджета  произошел на 145,6% удельный вес расходов на финансовую помощь снизился на 2,63% и составил в 2007 году 6,94%. Наибольшую долю в затратах занимает фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Его доля в 2007 году составила 57%. В структуре расходов на финансовую помощь снизились затраты фонда регионального развития на 74,51%, но увеличились затраты федерального фонда компенсаций а 200,93%, что свидетельствует о возросшем внимании к компенсациям гражданам РФ.

     Главной на сегодняшний день становится проблема не столько роста объема финансовых ресурсов, сколько эффективности расходования бюджетных средств, что как раз и является залогом успеха в исполнении субъектами РФ и муниципалитетами их полномочий.

     В данный момент готовится новый вариант  Концепции развития межбюджетных отношений на 2009—2012 годы в соответствии с новой принятой системой бюджетного планирования на среднесрочную перспективу (3 года). Предполагается, что в ней будут упорядочены сложившиеся в настоящее время межбюджетные трансферты, а также особое внимание будет уделено прозрачности региональных и муниципальных финансов и эффективности их расходования.

 

Список литературы

  1. Закон РСФСР  от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”.
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  4. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. / Бабич А.М., Павлова Л.Н.
  5. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство “АСА”, 2000.
  6. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. “Питер”, 1999.
  7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
  8. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  9. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1999
  10. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1996
  11. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: “Перспектива”: ИНФРА-М, 1998.
  12. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1999.
  13. www.budgetrf.ru
  14. Бюджетный кодекс РФ.
  15. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под редакцией О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  16. Курс переходной экономики / Под редакцией Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997.
  17. Мэнкью Н. Макроэкономика. – М.: МГУ, 1994.
  18. Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  19. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под редакцией О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.
  20. В. Горегляд «Бюджетная трехлетка» (2006-2008 годы) и экономическая политика государства// Вопросы экономики - 2005 г. № 7-8.

 

Приложение 1

                                         Консолидированный бюджет РФ

    

    

Федеральный бюджет РФ Консолидированные бюджеты субъектов Федерации
 

Рис. 1  Схема консолидированного бюджета  Российской Федерации 

                                         Консолидированный бюджет области

 
 
1. Областной бюджет     2. Бюджеты городов областного подчинения, 
в т.ч. областного центра
  3. Бюджеты районов области
 
 
2.1.Городские бюджеты     2.2. Бюджеты городских районов   3.1. Районные бюджеты   3.2. Бюджеты городов районного подчинения   3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты
 
 

     Рис.2 Структура консолидированного бюджета области

Информация о работе Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета