Основы организации бюджетного процесса на федеральном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и задачи бюджетного процесса
1.1 Понятие бюджетного процесса, его стадии и задачи
1.2 Участники бюджетного процесса и их полномочия
2 Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета
2.1 Составление проекта федерального бюджета
2.2 Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
3 Исполнение федерального бюджета
3.1 Основы исполнения бюджета
3.2 Исполнение бюджетов по доходам
3.3 Исполнение бюджета по расходам
3.4 Контроль за исполнением бюджета
3.5 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 41.42 Кб (Скачать)

Основы  организации бюджетного процесса на федеральном  уровне          

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Понятие  и задачи бюджетного процесса

1.1 Понятие бюджетного процесса, его  стадии и задачи

1.2     Участники бюджетного процесса  и их полномочия 

2 Составление,  рассмотрение  и  утверждение  федерального бюджета

2.1     Составление проекта  федерального  бюджета

2.2     Рассмотрение и  утверждение  федерального бюджета 

3 Исполнение  федерального бюджета

3.1     Основы исполнения бюджета 

3.2     Исполнение бюджетов по доходам

3.3     Исполнение бюджета по расходам

3.4     Контроль  за исполнением бюджета

3.5     Основы бюджетного учета и  бюджетной отчетности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный  процесс России, являлся Закон  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время  нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений в их взаимосвязи и непрерывном развитии. В процессе исследования также широко применялись аналитические методы исследования – логический и сравнительный анализ. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, материалы Министерства финансов РФ, законодательные и нормативные документы субъектов РФ, отечественные и зарубежные публикации по исследуемой проблеме.

1  Понятие  и задачи бюджетного процесса

1.1 Понятие  бюджетного процесса, его стадии  и задачи

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные  нормы бюджетного права, строгое  их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.

Согласно  статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный  процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает 5 стадий  бюджетной деятельности:

I. Составление  проекта бюджета

II. Рассмотрение  и утверждение бюджета

III. Исполнение  бюджета

IV. Контроль  за исполнением

V. Составление  отчетов об исполнении  бюджета  и их утверждение

Стадии  бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит. В то же время  каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Ежегодно  изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области  и других субъектов РФ, органов  местного самоуправления в зависимости  от того, как будет развиваться  хозяйство и социальная сфера  данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

Основные  задачи бюджетного процесса заключаются  в следующем:

1) максимальное  выявление всех финансовых ресурсов  государства

2) определение  доходов бюджета (как по отдельным  статьям, так и общего объема  в соответствии с прогнозом социально - экономического развития)

3) максимально  точный расчет расходов бюджетов  по целевому назначению, а также  общего объема исходя из потребностей бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения

4) сокращение  и ликвидация бюджетного дефицита 

5) согласование  бюджета с общей программой  социально-экономического развития

6) осуществление  бюджетного регулирования в целях  перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами

7) контроль  на всех стадиях бюджетного  процесса.

1.2 Участники  бюджетного процесса и их полномочия

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ участниками  бюджетного процесса являются:

o Президент  Российской Федерации

o Высшее  должностное лицо субъекта Российской  Федерации, глава муниципального  образования

o законодательные  (представительные) органы государственной  власти и представительные органы местного самоуправления

o исполнительные  органы государственной власти (исполнительно-распорядительные  органы муниципальных образований)

o Центральный  банк Российской Федерации

o органы  государственного (муниципального) финансового  контроля

o органы  управления государственными внебюджетными  фондами

o главные  распорядители (распорядители) бюджетных  средств

o главные  администраторы (администраторы) доходов  бюджета

o главные  администраторы (администраторы) источников  финансирования дефицита бюджета

o получатели  бюджетных средств. 

Бюджетные  полномочия представляют собой права  и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти устанавливаются  Бюджетным кодексом РФ  и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Бюджетные полномочия  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, устанавливаются Бюджетным кодексом РФ  и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Бюджетные  полномочия органов местного самоуправления определяются Бюджетным кодексом РФ  и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

             Законодательные (представительные) органы:

v рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении

v осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов

v формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов

осуществляют  другие полномочия в соответствии с  Бюджетным  кодексом РФ и иными  правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исполнительные  органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований):

o обеспечивают  составление проекта бюджета  (проекта бюджета и среднесрочного  финансового плана)

o вносят  проект бюджета  с необходимыми  документами и материалами на  утверждение законодательных (представительных) органов

o разрабатывают  и утверждают методики распределения  и (или) порядки предоставления  межбюджетных трансфертов

o обеспечивают  исполнение бюджета и составление  бюджетной отчетности

o представляют  отчет об исполнении бюджета  на утверждение законодательных  (представительных) органов

o обеспечивают  управление государственным (муниципальным)  долгом

                           Финансовые органы:

a. составляют  проект соответствующего бюджета  (проект бюджета и среднесрочного  финансового плана)

b. представляют  его с необходимыми документами  и материалами для внесения  в законодательный (представительный) орган

c. организуют  исполнение бюджета

d. устанавливают  порядок составления бюджетной  отчетности

Федеральное казначейство осуществляет бюджетные  полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом.

Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций:

o Центральный  банк Российской Федерации совместно  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики.

o обслуживает  счета бюджетов

o осуществляет  функции генерального агента  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.

Кредитные организации осуществляют отдельные  операции со сред¬ствами бюджета. Так, их можно привлекать на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

Информация о работе Основы организации бюджетного процесса на федеральном уровне