Основы бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение содержания и места бюджетирования в системе управления затратами организации.
Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В сознании российских людей  бюджет представляет собой категорию  государственного управления. За рубежом  бюджет является категорией прежде всего  бытовой: бюджет семьи или финансовый план компании, то есть утвержденный ее руководителями прогноз финансового состояния фирмы, в котором определены основные лимиты расходов и затрат, нормативы финансовых результатов, различные финансовые показатели.

Бюджеты также связывались  с финансовыми показателями компании, и считалось, что бюджет-это финансовый план, план, выраженный в стоимостном выражении.

Сегодня под бюджетом понимают не только финансовые показатели, и, кроме того, финансовые показатели находят свое выражение не только в стоимостном, но и натуральном  выражении.

Бюджет компании - это  набор (система) взаимосвязанных сбалансированных показателей в натуральном и стоимостном выражении, выстроенных по уровням управления.

Бюджет компании имеет  целевой характер. Его показатели - это результат, который желает получить экономический субъект в конце  бюджетного периода.

Если бюджет - это набор  показателей, то бюджетирование (в общем  понятии)- это совокупность процессов  составления планов и бюджетов, их утверждения, исполнения, контроля, анализа  и корректировок.

Эти два определения  «…безусловно, взаимосвязаны, но в то же время они различны по своему значению, поскольку бюджет предприятия - это документ, а бюджетирование - это, прежде всего, процесс постановки и принятия бюджета предприятия, а также процесс его реализации на предприятии».

Главная цель бюджетирования - повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия благодаря целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повышению управляемости бизнес-процессов предприятия и, как следствие, рост стоимости бизнеса.

Однако процесс бюджетирования невозможно осуществить без управленческого  учета, что еще раз подтверждает , что в современных условиях жесткой  конкуренции нельзя недооценивать  его роль на предприятии.

Целью данной курсовой работы является определение содержания и места бюджетирования в системе управления затратами организации.

Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что  ценность бюджетирования для организации  справедливо высока, так как оно  осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.

К основными задачам  курсовой работы можно отнести следующие: определение смысловой нагрузки термина «бюджет», видов и форм бюджетов; раскрытие сущности, назначения, функций и процесса осуществления бюджетирования на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Бюджетирование представляет собой, с одной стороны, процесс  составления финансовых планов и  смет, а с другой - управленческую технологию, предназначенную для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

При постановке бюджетирования как процесса важно определить его  объект. Для бюджетирования как управленческой технологии важно также определить уровни составления и консолидации бюджетов, соответствующие уровням управленческой иерархии (бюджеты дочерних компаний или центров финансовой ответственности).

Основным объектом бюджетирования является бизнес. В качестве объекта  финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. Бюджетирование применимо ко множеству объектов различного уровня: компании или предприятию в целом; отдельному структурному подразделению (бюджет отдела, цеха, участка); программе работ или функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и так далее); отдельному контракту или проекту; специально выделенным центрам учета (центры прибыли, центры затрат, венчурцентры и тому подобное).

Бюджетирование позволяет  управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в  целом, при этом определяются набор  видов бизнеса, сроки и направления  реструктуризации и тому подобное.

Бюджетирование может осуществляться также на различных стадиях производства продукции (для расчета внутренней себестоимости изделия или полуфабриката по переделам).

Бюджетирование - это  технология финансового планирования, учета и контроля доходов и  расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами.

В основу бюджетирования, прежде всего, положена разработка различных  видов бюджетов (планов), являющихся одним из основных инструментов управления компанией.

Перед тем как ввести понятие бюджета, необходимо остановится  на проблемах терминологии. Обычно понятие « бюджет» мы связываем  с такими определениями, как государственный, федеральный, местный. В управленческом учете как самостоятельной подсистеме учета в западных странах термин « бюджет» используется в несколько ином смысле, который ближе к нашему термину « смета» (смета доходов и расходов).

Процесс составления  бюджетов - один из важнейших в системе  планирования и контроля в управленческом учете. Составление бюджета является процессом планирования.

Бюджеты представляют собой  ключевой инструмент системы управленческого  контроля. Практически все организации, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие организации в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность организации по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных, которые следует строго соблюдать. При разработке бюджетов необходимо учитывать принцип стандартизации бюджетных форм, с тем, чтобы форматы разрабатываемых бюджетов давали возможность консолидировать бюджеты и формировать на основе бюджетов по отдельным ЦФО сводного бюджета по всему предприятию.

Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, так, чтобы  его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затемняет значение и точность данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений, данных, принятых в документе.

Бюджет может не содержать  одновременно данные и о доходах, и о расходах, то есть нет необходимости, чтобы они сбалансированы. Например, в бюджете закупок использования материалов представлены сведения только о планируемых расходах сырья и полуфабрикатов. Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном (натуральном) выражении: в часах, единицах продукции, объемах услуг.

Таким образом, бюджет предприятия  или компании - это финансовый план, то есть выраженное в цифрах запланированное  на будущее финансовое состояние  предприятия или компании, количественно  определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно бюджетирование - это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации.

Главная цель бюджетирования - повышение эффективности хозяйственной  деятельности предприятия благодаря  целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повышению  управляемости бизнес-процессов предприятия и, как следствие, рост стоимости бизнеса.

В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом  общем виде - это основа:

- планирования деятельности  и принятия управленческих решений;

- оценка всех аспектов  финансового состояния организации;

- укрепление финансовой  дисциплины и подчинения интересов  отдельных структурных единиц  интересам организации (компании  в целом и собственникам капитала).

Таким образом, можно  сделать вывод, что с одной  стороны бюджетирование это прежде всего процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения обоснованности принимаемых управленческих решений.; термин «бюджет» означает финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным его частям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ВИДЫ БЮДЖЕТОВ

Методы, используемые в  бюджетировании, не зависят от функций данной системы, которые можно подразделить на планирующие, учетные, контролирующие, аналитические. При бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле, учете и анализе – методы финансового и управленческого учета затрат, метод стандарт-коста и нормативный метод, математические методы экономического анализа. Бюджетный метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих «смоделировать» деятельность предприятия через особый экономический инструмент – бюджеты.

Бюджет можно представить  и как финансовый документ, созданный  до того, как предполагаемые действия будут выполняться. Иногда его называют финансовым планом действий, прогнозом будущих финансовых операций. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Это сумма предвиденных затрат и результатов, скоординированных и рассчитанных в соответствии с прогнозными оценками.

Бюджет предприятия  не имеет формализованной стандартной  формы, реальную форму представления  бюджета выбирает его разработчик.

Цифры в бюджетах не должны быть как слишком жесткими, так  и неоправданно заниженными. Они  должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными. Необходимо стремиться к тому, чтобы информация, содержащаяся в бюджете, была максимально точной, определенной и значимой для ее пользователя. В этом документе могут содержаться данные о выручке и затратах, доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. При разработке бюджета используют не только стоимостные, но и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам. По мнению специалистов, эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:

• предоставлять возможность  прогнозирования;

• иметь четко определенную систему движения информации, распределения  полномочий и ответственности за ее формирование и представление;

• содержать подробную, точную и своевременную информацию;

• предоставлять возможность  сравнения;

• быть приемлемым для  всех заинтересованных лиц внутри организации.

Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые можно сгруппировать определенным образом. Обычно для этого используют следующие классификационные признаки:

• степень обобщения  информации;

• периодичность предоставления;

• способ планирования;

• механизм использования.

По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на главный (генеральный), общий и частный бюджеты.

Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Цель главного бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.

В результате составления  главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и  убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств. В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его – измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты.

Операционный бюджет – часть главного бюджета, которая  детализирует через частные бюджеты  статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков.

Финансовый бюджет также  является частью главного бюджета, который прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени.

Кроме бюджетов структурных  подразделений составляются специальные  бюджеты для отдельных видов  деятельности или программ, например бюджет социального развития, бюджет научно-исследовательских работ и т.д.

Бюджет, скоординированный  по всем программам, структурным подразделениям и представляющий план работы организации  в целом, называется общим бюджетом.

В зависимости от периода составления бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочный бюджет составляется на период до года, среднесрочный –  на два-три года, долгосрочный –  на 3 года и более. Краткосрочный  бюджет предполагает более подробное планирование, среднесрочный – сочетает планы по достижению долгосрочных целей и анализ текущей ситуации, долгосрочный бюджет носит прикидочный характер и детализируется с помощью краткосрочных планов и бюджетов.

Информация о работе Основы бюджетирования