Основные рубежи развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Формирование и развитие экономической и социальной структуры общества огромную роль играет гос регулирование осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политике. Центральным элементов финансовой системы страны является гос бюджет. Бюджет служит для аккамуляции финансовых ресурсов и их использования на основные функции государства. Бюджет явялется инструментом экономической и соц политики и служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Работа содержит 1 файл

Byudzhetnaya_sistema_RF.doc

— 44.00 Кб (Скачать)


Бюджетная система.

Пономоренко татьяна викторовна.

 

Тема 1. Основные рубежи развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.

 

1)      Бюджет как экономическая категория

Формирование и развитие экономической и социальной структуры общества огромную роль играет гос регулирование осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политике. Центральным элементов финансовой системы страны является гос бюджет. Бюджет служит для аккамуляции финансовых ресурсов и  их использования на основные функции государства. Бюджет явялется инструментом экономической и соц политики и служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. Бюджет- это форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций госдураства и местного самоуправления. Государственный бюджет является основным финансовым планом государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры основных финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств , перераспределение национального дохода и ВВП что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики . Бюджет также правомерно рассматривать как экономическую категорию выражающую определенные экономические отношения. Бюджет категория свойстенная различным отношениям его возникновения и развития связано с формированием государства. Как экономическая категория бюджетные отношения являются частью финансовых отношений следовательно им присуща денежная форма и основные функции финансов. Функции бюджета 1) перераспределение ВВП 2) государственное регулирование и стимулирования экономики 3) финансовое обеспечение государственных муниципальных учереждений и осуществеление соц политики 4) контроль за образованием и использованием фондов денежных средств

 

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвзанных протекающие одновременно  и непрерывно : образование доходов бюджета и вторая стадия использование бюджетных средств. Денежные средства поступающие безвозмездно и безвозвратном порядке в соответствие с законодательством . Распоряжение органов гос власти РФ органов гос власти субьектов РФ и органов местного самоуправление

Но вместе с тем доходы отличаются единством так как преследуют одну цель-формирование доходной части бюджетов разных уровней им свойственна деженая форма и обезличенность. Налоговой и неналоговый характер .Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы полученные в результате ее первичного распределения (прибыль ,з-п, добавленная стоимость ,дивиденты)  Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности государства  либо перераспеределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Расходы бюджета это денежные средства направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления . через бюджетные расходы финансируются бюджето получатели –организации производственной и не производственной сферы являющиеся получателями или распоредителями бюджетных средств. Таким образом расходы носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры расходов а непосредственные расходы осуществялют бюджетополучатели

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с перераспределительнойи предпологает возможность и обязательность гос контроля за посутплением и использованием бюджетных средств

 

Домашнее задание: составить красфорд из понятий из следующих определений

1)      бюджет 2) доходы и расходы 3) дефицит и профицит 4) бюджетный процесс 5) сводная бюджетная роспись 6) бюджетные ассигнования 7) межбюджетные трансферты

 

 

глоссарий по определению бюджет

 

 

Лекция 2:

2 вопрос. Правовые основы

Бюджетные отношения в государстве осуществляется на базе определенных правовых норм, совокупность которых представляет собой бюджетное право. Предметом регулирования являются бюджетные правоотношения, к которым относятся: отношения возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления гос. И муниципальных заимствований, регулирования гос. И муниципального долга. Это отношения возникающий между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, контроля за их исполнением, осуществление бюджетного учета, составление и рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Субъектами бюджетных правоотношений выступают: РФ и ее гос. Органы, субъекты РФ и их органы гос. Власти, муниципальные образования и органы местного самоуправления. Отношения возникающее между участниками бюджетного процесса регулируется нормами бюджетного законодательства. Структура бюджетного законодательства закреплена положениями бюджетного кодекса.

 

 

Состав бюджетного законодательства РФ

1.Бюджетный кодекс

2.ФЗ о федеральном бюджете

3.ФЗ о бюджетах гос. Внебюджетных фондов РФ

4.Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов и о бюджетах территориальных гос. Внебюджетных фондов

5. муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах

6. Иные ФЗ, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения

 

Один из основных источников бюджетного права является Конституция РФ, ст.5 которой устанавливает федеративное устройство России, основанное на гос. Целостности в единстве системы гос. Власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти и органами субъектов РФ.

Немаловажную роль в бюджетном процессе играет налоговый кодекс, регулирующий порядок взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и включающих в себя описания и порядок взимания федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов. Законодательство о налогах и сборах во многом определяет политику по формированию доходов бюджетов бюджетной системы.

3 Вопрос.

 

В системе экономико-финансовых дисциплин место и роль курса бюджетная система РФ с точки зрения учебного процесса можно рассмотреть по следующей схеме

 

             1  Философия---Эконом теория ----социология

         2 Статистика---Финансы—Дкб—менеджмент

3Фин кред учред-Финансы орган- Госуд финн- Финн населения- Международные фин

4Налогообложения—страхов-инвестиции—рцб – дисциплины специализации.

 

 

На первом уровне происходит изучение методолгии и методики соц экономических явлений и процессов при освоении базовых экономических понятий экономической теории и общей методологии исследования тоесть философией и социологией.

На втором уровне это конкретизация общих понятий первого уровня и овладения методикой экономических исследований.

Третий уровень  это комплекс специальных финн дисциплин включающий 5 состовных частей финансов , на нем изучается механизм образования и функционирования финансов исходного и главное субьекта общества населения , основного звена экономики –организации, главного звена это государство а также кредитных и международных организаций

На четвертом уровне находится совокупность спец дисциплин и комплексы прикладных курсов по специализации.

Все 4 уровня экономико-финансовых дисциплин находятся в логической взаимосвязи и последовательности  , первые уровни предполагают импирическое изучение дисциплин а заканчиваются изучением реальной практики и предложения по соверщенствованию теории.

 

Тема- Бюджетное устройство. 3 уровня бюджетной системы .

 

1)      бюджетная система рФ

2)      принципы бюджетной системы РФ

 

1)      Бюджетное устройство определяет организацию гос бюджета и бюджетной системы страны взаимоотношения между ее отдельными звеньями. Правовые основы функционирования бюджета в бюджетной системы , состав и структуру бюджета, процедурные стороны формирования и использования.

Бюджетная система -это совокупность бюджетов государства административно территориальных образований ,самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. От формы государственного и административного устройства страны , зависит построение бюджетной системы. Бюджетное устройство РФ определяется из положения бюджетного кодекса в состав которого входят: 1 ) бюджетная система РФ 2) бюджетная классфикация 3) принципы бюджетной системы.

Состав бюджета в РФ входят один федеральный бюджет 21 бюджет республик , 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей , 2 бюджета городов федерального значений, 10 бюджетов автономных округов, и около 29000 местных бюджетов.

 

Классфикация-

1 уровень – Федаральный бюджет—Бюджеты гос внебюджетных фондов(пенсионный фонд, соц страхования, обязательное мед страхование0

2 уровень- Бюджеты Субьектов РФ –Бюджеты территориальных гос внебюджетных фондов(территориальных фонды)

3 уровень – Местные бюджеты  ( городов федерального значения, городских округов, муниципальные районы, бюджеты городских и сельских поселений)

 

Главенствующую роль в бюджетном процессе РФ занимает федеральный бюджет. Фед бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.  Бюджет субьектов РФ и бюджеты территориальных гос внебюджетных фондов как и федеральный бюджет принимаются в форме закона. Бюджетным кодексом органами государтвенных субьектов предоставляется право выбора между утверждением бюджета на три года либо на очередной финн год в случаи если проект бюджета  составляется на очередной финн год высший исполнительный орган госуд власти,  разрабатывает и утверждает среднесрочный финн план. Местные бюджеты в РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет которые разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актах, представительных органов муниципальных образований

 



Информация о работе Основные рубежи развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ