Основные направления и ориентиры бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной системы, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации
Понятие и структура бюджетной системы Российской Федерации
Принципы бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Бюджетная классификация Российской Федерации
2.2. Федеральный бюджет
2.3. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.4. Местные бюджеты.
Глава 3. Основные направления и ориентиры бюджетной политики
3.1. Стратегические цели развития страны
3.2. Основные принципы бюджетной стратегии на 2008- 2010 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

андрей.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

        Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета,  за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

        Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным  (представительными) органами государственной власти.

         Секретные статьи могут утверждаться  только в составе федерального  бюджета. На практике этот принцип  реализуется формально: бюджет  публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

        Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

        Для современных бюджетов характерны  затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

        Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 

     Глава 2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.

     2.1. Бюджетная классификация Российской Федерации

     Бюджетная классификация представляет собой  систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы. Бюджетная классификация в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сходным или характерным признакам, наиболее полно отражающим процессы, происходящие в бюджетной системе.

     Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации (Глава 4) бюджетная классификация  включает:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
    • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
    • экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
    • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
    • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
    • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
    • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

     Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

     Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

    • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

     Помимо  собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней, выделяют так называемые регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

    • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
    • трансферты населению;
    • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
    • бюджетные кредиты юридическим лицам;
    • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
    • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
    • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
    • кредиты иностранным государствам;
    • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

     При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы Российской Федерации). Законодательством Российской Федерации установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

    2.2. Федеральный бюджет

          Федеральный бюджет является  первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

         Средства федерального бюджета  являются главным источником  финансирования структурной перестройки  экономики, конверсии предприятий  военно-промышленного комплекса,  развитие перспективных направлений  в сфере производства.

         Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии  искусства, культуры, средств массовой  информации.

      Доходы  федерального бюджета

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

         доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности, доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти РФ;

  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и др. нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

      Расходы федерального бюджета

      В соответствии с действующим в  РФ законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ,  Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;
  • формирование федеральной собственности;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов РФ;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов РФ и др.
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Информация о работе Основные направления и ориентиры бюджетной политики